Разное

Tue

02

Feb

2016

Золотое сечение в живописи

Художники-пейзажисты из опыта знают, что нельзя отводить половину плоскости холста под небо или под землю и воду. Лучше брать или больше неба, или больше земли, тогда пейзаж лучше смотрится..

Ф.В.Ковалев. Золотое сечение в живописи

В одной из предыдущих статей мы рассмотрели примеры использования золотого сечения в пропорциях шедевров мировой архитектуры. Но данный сайт посвящен фотографии, а не архитектуре.

 

Архитектуру не даром называют застывшей музыкой. Она изначально обречена подчиняться законам гармонии, ни то открытым, ни то придуманным людьми. Но фотография – это не продукт наивысшей из известных нам форм жизни – homo sapiens. Это сама жизнь, которую трудно втиснуть в рамки навязываемых схем, как бы замечательны они не были. Живопись же стоит гораздо ближе к фотографии, чем архитектура и является, так сказать, ее старшей сестрой. Фотография много училась у живописи, особенно на первом этапе своего развития.

И если мы хотим уяснить роль золотого сечения в фотографии, не разумно ли будет сначала обратиться к живописи.


Read More 29 Comments

Mon

25

Jan

2016

Золотое сечение и числа Фибоначчи

Прочитав в каком-то животноводческом журнале, что мясо кроликов нежно, как у цыпленка, что плодятся они во множестве и что разведение их может принести рачительному хозяину немалые барыши, отец Федор немедленно обзавелся полдюжиной производителей, и уже через пять месяцев собака Нерка, испуганная неимоверным количеством ушастых существ, заполнивших двор и дом, сбежала неизвестно куда.

Ильф и Петров. Двенадцать стульев

Знаменитый итальянский математик Леонардо Пизанский (приблизительно 1170 года – 1250 гг.), прозванный потомками Фибоначчи, знаток индийской и арабской математики, и автор популярной в свое время «Книги абака», как-то изучал закономерности размножения идеальных кроликов.

Леонардо Пизанский (Фибоначчи)
Леонардо Пизанский (Фибоначчи)

Такие кролики, по его мнению, должны были регулярно, раз в месяц, начиная со второго после рождения, приносить потомство из двух особей – мужской и женской, и никогда не умирать. Тогда в конце каждого месяца мы имели бы следующее количество пар кроликов:

 

1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55…

 

В получившейся последовательности первые два элемента равны 1, а каждый последующий — сумме двух предыдущих. Последовательность получила свое имя в честь Фибоначчи.

 

У этой последовательности есть ряд замечательных свойств. Во-первых, хотя последовательность Фибоначчи определена рекуррентным образом

тем не менее, существует формула, непосредственно выражающая Fn непосредственно через n

где Φ и φ – числа Фидия:

Любопытно, что разница двух иррациональных чисел

всегда дает в результате целое число. На самом деле, после раскрытия скобок все корни из 5 благополучно сокращаются, и остается целое число.

 

Во вторых, отношение двух соседних элементов последовательности Фибоначчи  Fn+1 : Fn стремится к числу Φ, причем очень быстро:

  2 : 1   2,0
  3 : 2   1,5 
  5 : 3   1,667
  8 : 5   1,6
  13 : 8   1,625
  21 : 13   1,615
  34 : 21   1,619
  55 : 34   1,618

Таким образом, проявляется тесная связь между золотым сечением и числами Фибоначчи. В частности:

 

2:1 соответствует широко известному в кино и фотографии правилу третей.

3:2 предлагает использовать Ф.В.Ковалев в своей книге “Золотое сечение в живописи”

5:3 – это, пожалуй, последнее в этом ряду соотношение, которое мы можем достаточно точно восстановить, не прибегая к помощи специальных инструментов.


Read More 18 Comments

Sat

16

Jan

2016

Золотое сечение в архитектуре

В храме, как и в каждом нормально построенном человеческом теле, должен быть соблюден точно установленный закон правильной соразмерности его составных частей.

Витрувий

Историки искусства давно находили пропорции, близкие к золотому сечению, в архитектурных шедеврах древности начиная с Египетских пирамид. Наиболее же известным и ярким примером применения золотого сечения в античной архитектуре является, пожалуй, Парфенон. Он был построен в 447 – 438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438 – 431 годах до н. э. под руководством Фидия. Золотое сечение легко угадывается в пропорциях Парфенона

Пропорции золотого сечения в Парфеноне
Пропорции золотого сечения в Парфеноне

или по-другому, полагая

получим

Напоминаю, что

На самом деле, соответствующие золотому сечению пропорции мы находим во множестве сохранившихся памятников древней Греции и Рима, например в Триумфальной арке Септимия Севера в Риме. Она была построена в 205 году н. э. в честь побед императора и его сыновей над Парфией в военных кампаниях 195—203 гг.

 

В Древнерусской архитектуре также с легкостью обнаруживаем следы золотого сечения, в частности в пропорциях колокольни Церкви Рождества Христова в Ярославле. Постройка колокольни относится к 50-60 годам XVII века. Это столпообразный памятник, кажущийся нам сейчас только колокольней, был на самом деле шатровой церковью над вратами ограды, ныне не существующей.

Золотое сечение в Триумфальной арке Септимия Севера в Риме
Золотое сечение в Триумфальной арке Септимия Севера в Риме
золотого сечения, в частности в пропорциях колокольни Церкви Рождества Христова в Ярославле
Золотое сечение в пропорциях колокольни Церкви Рождества Христова в Ярославле

Анализируя эти множество других примеров из области архитектуры, мы обнаруживаем, что золотое сечение здесь “работает” многократно и главным образом (но не только) в отношении вертикальных пропорций. Т.е. негласно действует правило:

Золотое сечение по вертикали, симметрия по горизонтали

Read More 37 Comments

Sun

10

Jan

2016

Золотое сечение и Пифагор

Геометрия обладает двумя великими сокровищами. Первое — это теорема Пифагора, второе — деления отрезка в крайнем и среднем отношении.

Иоганн Кеплер

Пифагор (VI век до н. э.), как известно, был одним из пионеров греческой учености. Он много путешествовал, побывал в Египте, а потом поселился в греческой колонии Кротоне в Южной Италии, где основал союз ученых – пифагорейский союз, и поставил во главу наук математику, под которой понималась соединение арифметики, геометрии, теории музыки (гармоники) и космологии – тесно связанных друг с другом.

 

Кроме знаменитой теоремы, носящей его имя, Пифагору приписывают построение правильного пятиугольника и открытие додекаэдра – правильного многогранника, гранями которого являются двенадцать правильных пятиугольников. Все это было бы невозможно без знания золотого сечения.

 

Среди прочего, пифагорейский союз занимался деятельностью, которую мы назвали бы просвещением – продвигал свои идеи среди богатых и влиятельных людей. Ставил он политические задачи. Собрав много последователей из местной знати, союз фактически пришел к власти в Кротоне, но вызвал серьезные недовольства в среде демократического большинства. Все это закончилось трагически. Вспыхнул антипифагорейский мятеж, многие пифагорейцы погибли, сам Пифагор уехал в Метапонт, где и умер.

Предполагаемый бюст Пифагора. Римская бронзовая копия с греческого оригинала
Предполагаемый бюст Пифагора. Римская бронзовая копия с греческого оригинала

Read More 27 Comments

Sat

26

Apr

2014

Магия фотографии

В эпоху дешевых цифромыльниц и дорогих смартфонов фотографией в той или иной мере увлекаются почти все. И это не удивительно. Фотография способна сохранить лучшие моменты нашей жизни и через много-много лет вызвать бурю эмоций, слезы умиления или трогательную улыбку на наших губах.

 

А как интересно, да и познавательно рассматривать старые пейзажи или снимки городов. Все вроде бы так, да не совсем. Вот этого дерева больше нет, его спилили. А здесь был дом, его сломали и на его месте построили новый, современный.

 

Только представьте, сколько воспоминаний может быть заключено в одном только свадебном снимке – счастливая невеста, богатое свадебное платье и шикарный свадебный букет, улыбки гостей, место, время и обстоятельства, сопутствовавшие снимку – все это оживает мгновенно и в полную силу, когда вы смотрите на старую фотографию.

Фотография как хорошее вино – с годами становится только ценнее.

 

Фотография демократична и ненавязчива. В отличие от видео, фотографии можно просматривать в любом порядке и в любом темпе, время от времени останавливаться и возвращаться назад. Видео обычно предполагает коллективный просмотр, фотография – индивидуальный.

 

Портрет в живописи – это обобщенное изображение человека, которое должно передать его личность во всей полноте. И это не удивительно. Ведь мы редко можем позволить себе множество живописных портретов.

 

Фотография сиюминутна и неповторима. Полноту мы получаем лишь в серии фотографий. Вот я веселый, вот грустный, вот сосредоточенный, а вот бесшабашный. Всякая эмоция хороша, если она подлинна. Поэтому фотография многограннее, точнее.

Деревянная церковь в селе Богослов. Фотография Прокудина-Горского
Деревянная церковь в селе Богослов под Ростовом Великим. Фотография Прокудина-Горского. 1913 год.
Деревянная церковь в селе Богослов. Моя фотография
Та же церковь, но снята с другой стороны. Моя фотография. 2005 год.

Фотография вездесуща. Она может составить часть семейного альбома, или украсить интерьер помещения. Ее можно разместить на рабочем столе или носить с собой.

 

Семейные фотографии – это история вашей жизни, история жизни вашей пары, детей и родителей, история вашего рода.


Спасибо за внимание, всегда ваш, Виктор Володин

Read More 22 Comments

Sun

16

Jun

2013

Про фотокниги

Фотографии памятных событий нашей жизни мы время от времени просматриваем сами, показываем друзьям, родственникам, гостям. В какой форме хранить, просматривать и показывать фотографии ­– в компьютере, или в отпечатанном виде, или и так, и так…

 

В последнее время многие вообще не печатают фотографии, просматривая их только на экране телевизора, компьютера, планшета или смартфона. Но поверьте, ничто не может заменить ощущение от просмотра “живых” фотографий, в особенности, если они напечатаны большим форматом в хорошей лаборатории. На экране мы либо видим общий вид, либо, увеличив изображение, можем рассмотреть подробности. На отпечатке большого формата мы одновременно видим и общий вид, и подробности. Поэтому реалистичность изображения выше, а эффект присутствия выражен гораздо сильней.

 

И классический фотоальбом, где фотографии вставлены в прозрачные конверты, в уголки или приклеены к плотным страницам фотоклеем, и более современная фотокнига позволяют хранить 

фотографии вместе, в определенном порядке, удобно просматривать и демонстрировать знакомым.

 

Преимущества фотокниги – законченный внешний вид и эксклюзивный дизайн. Вы сами определяете формат книги, её толщину, материал и дизайн обложки и страниц. Кроме того, хорошие фотокниги раскрываются на 180º, позволяя размещать очень большие фотографии “на разворот”, без потери информации в районе сгиба, что невозможно в классическом фотоальбоме.

Хорошие фотокниги раскрываются на 180º
Хорошие фотокниги раскрываются на 180º

Какие бывают фотокниги ?

Read More 34 Comments

Sat

11

May

2013

По поводу воспоминаний

Приятно зайти к бывшим клиентам и обнаружить, что твоя фотография висит на самом видном месте. Но бывает и по-другому. Снимаешь пару, и все клеится, и карточки нравятся,  и горд за себя, и вспоминаешь

эту съемку. А потом вдруг узнаешь, что они давно развелись. Не знаю как кому, а мне как-то не по себе. Как будто я тоже руку приложил...


Read More 7 Comments

Fri

10

May

2013

Клише в свадебной фотосъемке

Плохой фотограф отличается от хорошего тем, что у первого десять приемов съемки, а у второго — их сто

Народная мудрость

Разнообразие результатов создается не обилием приемов, хотя, конечно, хорошо, если их много, а вниманием к многообразию и неповторимости живой жизни

В. Стигнеев. Прием и штамп.
("Советское фото", № 5, 1986)

Многие молодожены и фотографы жалуются на обилие клише (или штампов) в свадебной фотосъемке. Самый известный пример - невеста на ладошке. Впрочем, за исключением этого очевидного примера, мнения в данном вопросе могут расходиться – что для одного клише, для другого многократно опробованный и весьма эффектный прием съемки.

 

Клише – это не просто повторение подсмотренного где-то приема. В противоположность творческому применению какой-либо идеи, клише – это бездумное копирование. Это затасканный прием, в исполнении которого не осталось ничего кроме самого приема – ни оригинальности, ни естественности, ни эмоциональности.

 

Признаки клише:

  1. затасканность (т.е. встречается у множества фотографов и у одного фотографа множество раз) 
  2. искусственность, надуманность композиции, сюжета и т.д.
  1. отсутствие оригинальности (каждый раз точно так же) 
  2. отсутствие живых эмоций у участников кадра 

Т.е . если какой-то прием множество раз встречается у разных фотографов, но каждый раз применен по-новому, выглядит очень естественно, а герои полны живых эмоций и переживаний – то какой же это штамп?


Read More 22 Comments

 

© Виктор Володин, Россия, Москва, 2002-2016.
Все права на фотографии, представленные в разделе “Портфолио” данного сайта принадлежат автору
и находятся под защитой Российского и международного законодательства по авторским правам.
Распространение или воспроизведение этих фотографий без согласия автора запрещено.