Разное

Вт

02

фев

2016

Золотое сечение в живописи

Художники-пейзажисты из опыта знают, что нельзя отводить половину плоскости холста под небо или под землю и воду. Лучше брать или больше неба, или больше земли, тогда пейзаж лучше смотрится..

Ф.В.Ковалев. Золотое сечение в живописи

В одной из предыдущих статей мы рассмотрели примеры использования золотого сечения в пропорциях шедевров мировой архитектуры. Но данный сайт посвящен фотографии, а не архитектуре.

 

Архитектуру не даром называют застывшей музыкой. Она изначально обречена подчиняться законам гармонии, ни то открытым, ни то придуманным людьми. Но фотография – это не продукт наивысшей из известных нам форм жизни – homo sapiens. Это сама жизнь, которую трудно втиснуть в рамки навязываемых схем, как бы замечательны они не были. Живопись же стоит гораздо ближе к фотографии, чем архитектура и является, так сказать, ее старшей сестрой. Фотография много училась у живописи, особенно на первом этапе своего развития.

И если мы хотим уяснить роль золотого сечения в фотографии, не разумно ли будет сначала обратиться к живописи.


Далее Комментариев: 27

Пн

25

янв

2016

Золотое сечение и числа Фибоначчи

Прочитав в каком-то животноводческом журнале, что мясо кроликов нежно, как у цыпленка, что плодятся они во множестве и что разведение их может принести рачительному хозяину немалые барыши, отец Федор немедленно обзавелся полдюжиной производителей, и уже через пять месяцев собака Нерка, испуганная неимоверным количеством ушастых существ, заполнивших двор и дом, сбежала неизвестно куда.

Ильф и Петров. Двенадцать стульев

Знаменитый итальянский математик Леонардо Пизанский (приблизительно 1170 года – 1250 гг.), прозванный потомками Фибоначчи, знаток индийской и арабской математики, и автор популярной в свое время «Книги абака», как-то изучал закономерности размножения идеальных кроликов.

Леонардо Пизанский (Фибоначчи)
Леонардо Пизанский (Фибоначчи)

Такие кролики, по его мнению, должны были регулярно, раз в месяц, начиная со второго после рождения, приносить потомство из двух особей – мужской и женской, и никогда не умирать. Тогда в конце каждого месяца мы имели бы следующее количество пар кроликов:

 

1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55…

 

В получившейся последовательности первые два элемента равны 1, а каждый последующий — сумме двух предыдущих. Последовательность получила свое имя в честь Фибоначчи.

 

У этой последовательности есть ряд замечательных свойств. Во-первых, хотя последовательность Фибоначчи определена рекуррентным образом

тем не менее, существует формула, непосредственно выражающая Fn непосредственно через n

где Φ и φ – числа Фидия:

Любопытно, что разница двух иррациональных чисел

всегда дает в результате целое число. На самом деле, после раскрытия скобок все корни из 5 благополучно сокращаются, и остается целое число.

 

Во вторых, отношение двух соседних элементов последовательности Фибоначчи  Fn+1 : Fn стремится к числу Φ, причем очень быстро:

  2 : 1   2,0
  3 : 2   1,5 
  5 : 3   1,667
  8 : 5   1,6
  13 : 8   1,625
  21 : 13   1,615
  34 : 21   1,619
  55 : 34   1,618

Таким образом, проявляется тесная связь между золотым сечением и числами Фибоначчи. В частности:

 

2:1 соответствует широко известному в кино и фотографии правилу третей.

3:2 предлагает использовать Ф.В.Ковалев в своей книге “Золотое сечение в живописи”

5:3 – это, пожалуй, последнее в этом ряду соотношение, которое мы можем достаточно точно восстановить, не прибегая к помощи специальных инструментов.


Далее Комментариев: 18

Сб

16

янв

2016

Золотое сечение в архитектуре

В храме, как и в каждом нормально построенном человеческом теле, должен быть соблюден точно установленный закон правильной соразмерности его составных частей.

Витрувий

Историки искусства давно находили пропорции, близкие к золотому сечению, в архитектурных шедеврах древности начиная с Египетских пирамид. Наиболее же известным и ярким примером применения золотого сечения в античной архитектуре является, пожалуй, Парфенон. Он был построен в 447 – 438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438 – 431 годах до н. э. под руководством Фидия. Золотое сечение легко угадывается в пропорциях Парфенона

Пропорции золотого сечения в Парфеноне
Пропорции золотого сечения в Парфеноне

или по-другому, полагая

получим

Напоминаю, что

На самом деле, соответствующие золотому сечению пропорции мы находим во множестве сохранившихся памятников древней Греции и Рима, например в Триумфальной арке Септимия Севера в Риме. Она была построена в 205 году н. э. в честь побед императора и его сыновей над Парфией в военных кампаниях 195—203 гг.

 

В Древнерусской архитектуре также с легкостью обнаруживаем следы золотого сечения, в частности в пропорциях колокольни Церкви Рождества Христова в Ярославле. Постройка колокольни относится к 50-60 годам XVII века. Это столпообразный памятник, кажущийся нам сейчас только колокольней, был на самом деле шатровой церковью над вратами ограды, ныне не существующей.

Золотое сечение в Триумфальной арке Септимия Севера в Риме
Золотое сечение в Триумфальной арке Септимия Севера в Риме
золотого сечения, в частности в пропорциях колокольни Церкви Рождества Христова в Ярославле
Золотое сечение в пропорциях колокольни Церкви Рождества Христова в Ярославле

Анализируя эти множество других примеров из области архитектуры, мы обнаруживаем, что золотое сечение здесь “работает” многократно и главным образом (но не только) в отношении вертикальных пропорций. Т.е. негласно действует правило:

Золотое сечение по вертикали, симметрия по горизонтали

Далее Комментариев: 36

Вс

10

янв

2016

Золотое сечение и Пифагор

Геометрия обладает двумя великими сокровищами. Первое — это теорема Пифагора, второе — деления отрезка в крайнем и среднем отношении.

Иоганн Кеплер

Пифагор (VI век до н. э.), как известно, был одним из пионеров греческой учености. Он много путешествовал, побывал в Египте, а потом поселился в греческой колонии Кротоне в Южной Италии, где основал союз ученых – пифагорейский союз, и поставил во главу наук математику, под которой понималась соединение арифметики, геометрии, теории музыки (гармоники) и космологии – тесно связанных друг с другом.

 

Кроме знаменитой теоремы, носящей его имя, Пифагору приписывают построение правильного пятиугольника и открытие додекаэдра – правильного многогранника, гранями которого являются двенадцать правильных пятиугольников. Все это было бы невозможно без знания золотого сечения.

 

Среди прочего, пифагорейский союз занимался деятельностью, которую мы назвали бы просвещением – продвигал свои идеи среди богатых и влиятельных людей. Ставил он политические задачи. Собрав много последователей из местной знати, союз фактически пришел к власти в Кротоне, но вызвал серьезные недовольства в среде демократического большинства. Все это закончилось трагически. Вспыхнул антипифагорейский мятеж, многие пифагорейцы погибли, сам Пифагор уехал в Метапонт, где и умер.

Предполагаемый бюст Пифагора. Римская бронзовая копия с греческого оригинала
Предполагаемый бюст Пифагора. Римская бронзовая копия с греческого оригинала

Далее Комментариев: 26

Сб

26

апр

2014

Магия фотографии

В эпоху дешевых цифромыльниц и дорогих смартфонов фотографией в той или иной мере увлекаются почти все. И это не удивительно. Фотография способна сохранить лучшие моменты нашей жизни и через много-много лет вызвать бурю эмоций, слезы умиления или трогательную улыбку на наших губах.

 

А как интересно, да и познавательно рассматривать старые пейзажи или снимки городов. Все вроде бы так, да не совсем. Вот этого дерева больше нет, его спилили. А здесь был дом, его сломали и на его месте построили новый, современный.

 

Только представьте, сколько воспоминаний может быть заключено в одном только свадебном снимке – счастливая невеста, богатое свадебное платье и шикарный свадебный букет, улыбки гостей, место, время и обстоятельства, сопутствовавшие снимку – все это оживает мгновенно и в полную силу, когда вы смотрите на старую фотографию.

Фотография как хорошее вино – с годами становится только ценнее.

 

Фотография демократична и ненавязчива. В отличие от видео, фотографии можно просматривать в любом порядке и в любом темпе, время от времени останавливаться и возвращаться назад. Видео обычно предполагает коллективный просмотр, фотография – индивидуальный.

 

Портрет в живописи – это обобщенное изображение человека, которое должно передать его личность во всей полноте. И это не удивительно. Ведь мы редко можем позволить себе множество живописных портретов.

 

Фотография сиюминутна и неповторима. Полноту мы получаем лишь в серии фотографий. Вот я веселый, вот грустный, вот сосредоточенный, а вот бесшабашный. Всякая эмоция хороша, если она подлинна. Поэтому фотография многограннее, точнее.

Деревянная церковь в селе Богослов. Фотография Прокудина-Горского
Деревянная церковь в селе Богослов под Ростовом Великим. Фотография Прокудина-Горского. 1913 год.
Деревянная церковь в селе Богослов. Моя фотография
Та же церковь, но снята с другой стороны. Моя фотография. 2005 год.

Фотография вездесуща. Она может составить часть семейного альбома, или украсить интерьер помещения. Ее можно разместить на рабочем столе или носить с собой.

 

Семейные фотографии – это история вашей жизни, история жизни вашей пары, детей и родителей, история вашего рода.


Спасибо за внимание, всегда ваш, Виктор Володин

Далее Комментариев: 22

Вс

16

июн

2013

Про фотокниги

Фотографии памятных событий нашей жизни мы время от времени просматриваем сами, показываем друзьям, родственникам, гостям. В какой форме хранить, просматривать и показывать фотографии ­– в компьютере, или в отпечатанном виде, или и так, и так…

 

В последнее время многие вообще не печатают фотографии, просматривая их только на экране телевизора, компьютера, планшета или смартфона. Но поверьте, ничто не может заменить ощущение от просмотра “живых” фотографий, в особенности, если они напечатаны большим форматом в хорошей лаборатории. На экране мы либо видим общий вид, либо, увеличив изображение, можем рассмотреть подробности. На отпечатке большого формата мы одновременно видим и общий вид, и подробности. Поэтому реалистичность изображения выше, а эффект присутствия выражен гораздо сильней.

 

И классический фотоальбом, где фотографии вставлены в прозрачные конверты, в уголки или приклеены к плотным страницам фотоклеем, и более современная фотокнига позволяют хранить 

фотографии вместе, в определенном порядке, удобно просматривать и демонстрировать знакомым.

 

Преимущества фотокниги – законченный внешний вид и эксклюзивный дизайн. Вы сами определяете формат книги, её толщину, материал и дизайн обложки и страниц. Кроме того, хорошие фотокниги раскрываются на 180º, позволяя размещать очень большие фотографии “на разворот”, без потери информации в районе сгиба, что невозможно в классическом фотоальбоме.

Хорошие фотокниги раскрываются на 180º
Хорошие фотокниги раскрываются на 180º

Какие бывают фотокниги ?

Далее Комментариев: 34

Сб

11

май

2013

По поводу воспоминаний

Приятно зайти к бывшим клиентам и обнаружить, что твоя фотография висит на самом видном месте. Но бывает и по-другому. Снимаешь пару, и все клеится, и карточки нравятся,  и горд за себя, и вспоминаешь

эту съемку. А потом вдруг узнаешь, что они давно развелись. Не знаю как кому, а мне как-то не по себе. Как будто я тоже руку приложил...


Далее Комментариев: 7

Пт

10

май

2013

Клише в свадебной фотосъемке

Плохой фотограф отличается от хорошего тем, что у первого десять приемов съемки, а у второго — их сто

Народная мудрость

Разнообразие результатов создается не обилием приемов, хотя, конечно, хорошо, если их много, а вниманием к многообразию и неповторимости живой жизни

В. Стигнеев. Прием и штамп.
("Советское фото", № 5, 1986)

Многие молодожены и фотографы жалуются на обилие клише (или штампов) в свадебной фотосъемке. Самый известный пример - невеста на ладошке. Впрочем, за исключением этого очевидного примера, мнения в данном вопросе могут расходиться – что для одного клише, для другого многократно опробованный и весьма эффектный прием съемки.

 

Клише – это не просто повторение подсмотренного где-то приема. В противоположность творческому применению какой-либо идеи, клише – это бездумное копирование. Это затасканный прием, в исполнении которого не осталось ничего кроме самого приема – ни оригинальности, ни естественности, ни эмоциональности.

 

Признаки клише:

  1. затасканность (т.е. встречается у множества фотографов и у одного фотографа множество раз) 
  2. искусственность, надуманность композиции, сюжета и т.д.
  1. отсутствие оригинальности (каждый раз точно так же) 
  2. отсутствие живых эмоций у участников кадра 

Т.е . если какой-то прием множество раз встречается у разных фотографов, но каждый раз применен по-новому, выглядит очень естественно, а герои полны живых эмоций и переживаний – то какой же это штамп?


Далее Комментариев: 22

 

© Виктор Володин, Россия, Москва, 2002-2016.
Все права на фотографии, представленные в разделе “Портфолио” данного сайта принадлежат автору
и находятся под защитой Российского и международного законодательства по авторским правам.
Распространение или воспроизведение этих фотографий без согласия автора запрещено.