О содержании снимка

В прежние времена было принято иллюстрировать географию мира, воспроизводя памятники архитектуры или представляя различные этнические типы. Ныне фотография расширила сферу изображаемых элементов человеческого бытия, поколебав эту традицию

Анри Картье-Брессон

Наши интересы в путешествии могут быть весьма разнообразны. Кому-то хочется сфотографировать главные достопримечательности и красоты, других больше интересует местный колорит и обыденная жизнь людей, а некоторым важно запечатлеть “себя любимого” на фоне исторических памятников или сделать репортаж о самом путешествии и путешественниках.

 

Жанры фотосъемки в путешествии так же разнообразны, как темпераменты фотографов. Люди спокойные, терпеливые и склонные к медитации тяготеют к пейзажу. Открытым и общительным хорошо удается портрет. Напористым и решительным “прописан” репортаж, жанровая и street-фотография.

Мраморный каньон "Рускеала". Недалеко от города Сортавала, Карелия. Июль 2008 г.
Мраморный каньон "Рускеала". Недалеко от города Сортавала, Карелия. Июль 2008 г.

Но к какому бы жанру не принадлежал снимок, очень хочется, чтобы он понравился… По крайней мере тем, кому мы его показываем. Рассуждая о том, что такое хорошая фотография, многие скажут “красивая”. Но красота не является содержательным достоинством снимка. Сфотографировать что-то само по себе красивое отнюдь не заслуга фотографа. Снять что-то красиво – вот достойная задача.

 

С содержательной же точки зрения гораздо важнее чтобы фотография была информативна, познавательна, чтобы она сообщала зрителю что-то новое, или оживляла в памяти хорошо забытое старое. Возможно, это что-то знаменитое и широко растиражированное, ну, скажем, Гранд-Каньон в Аризоне, США, и тогда хотелось бы увидеть побольше новых подробностей, неожиданных красок или особенного взгляда. А может быть это что-то расположенное буквально под носом, но мало кому известное, как Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, близ Подольска, или замок в селе Муромцево под Владимиром.

Если снимок сделан не только для себя, своих родственников и знакомых, а предназначен широкому кругу зрителей, то желательно, чтобы он поведал нам о чем-то редком, малодоступном, необычном или даже уникальном (ни у кого такого нет, да и не будет). Правда представление о том, что является редким и необычным зависит от богатства нашего визуально опыта. А опыт этот, к сожалению, не формируется из прочтения инструкции к фотоаппарату.

Содержательные достоинства снимка:

  • интересный,
  • информативный,
  • ностальгический,
  • познавательный,
  • редкий,
  • необычный,
  • уникальный

Продолжите список…

Архипелаг Кузова. Карелия. Июль 2005 г.
Архипелаг Кузова. Карелия. Июль 2005 г.
Три фотографа. Остров Сидоров. Карелия. Июль 2007 г.
Три фотографа. Остров Сидоров. Карелия. Июль 2007 г.
Слияние Чемала и Катуни. Алтай. 2003 г.
Слияние Чемала и Катуни. Алтай. 2003 г.

Каньон использовался для добычи мрамора еще в XVII в. В настоящее время на территории каньона создан туристический комплекс - Горный парк «Рускеа́ла»

Фиолетовый закат. Архипелаг Кузова в Белом море. Карелия. Июль 2005 г.
Фиолетовый закат. Архипелаг Кузова в Белом море. Карелия. Июль 2005 г.

Подобные закаты – довольно редкое явление. Солнце уже опустилось за горизонт, но подсветило розовым светом высокие облака. В результате создалась необыкновенная картина фиолетового заката.

Храм Покрова на Нерли в половодье. Недалеко от Владимира. 2005 г.
Храм Покрова на Нерли в половодье. Недалеко от Владимира. 2005 г.

Местные жители на моторных лодках перевозили туристов к храму. Мы с коллегой попросили высадить нас на островке напротив храма. Так, чтобы можно было снять общий вид.

Дерево в воде. Мраморный каньон "Рускеала". Карелия. Июль 2008 г.
Дерево в воде. Мраморный каньон "Рускеала". Карелия. Июль 2008 г.

Иногда по прошествии времени фотография приобретает дополнительную ценность: дома сносят и строят, деревья спиливают и на их месте вырастают новые. И только на фотографии все остается таким, как много лет назад.

Проездная башня Николо-Карельского монастыря. Коломенское. Октябрь 2005 г.
Проездная башня Николо-Карельского монастыря. Коломенское. Октябрь 2005 г.

К сожалению, в 2007 году башня была перевезена на новое место – дальше вглубь парка, на открытое место, на территорию музея деревянного зодчества, Поэтому такой снимок сделать уже нельзя.

Недостроенный дворец в Царицыно. Октябрь 2004 г.
Недостроенный дворец в Царицыно. Октябрь 2004 г.

На стенах росли трава. Кусты и деревья.

 

Спасибо за внимание,
всегда ваш, Виктор Володин


Оставить комментарий

Комментарии: 16
  • #1

    land_driver (Среда, 18 Ноябрь 2015 14:39)

    Недостроенный дворец в Царицыно выглядит как полуразрушенный. А на сомом деле - просто недоделанный

  • #2

    Виктор (Среда, 18 Ноябрь 2015 15:13)

    А что там было внутри... Там же даже пола не было. Трава, грязь и мусор

  • #3

    Land_driver (Вторник, 24 Ноябрь 2015 18:20)

    А разве его не с нуля начали строить по старым чертежам?

  • #4

    Виктор (Вторник, 24 Ноябрь 2015 18:49)

    Конечно нет. Башенки приделали, кое-где кладку заменили, но внутри конечно все сделали с нуля. Если походить вокруг, отлично видно где старый кирпич, а где новый. К стати, там внутри постоянно действующая выставка посвященная реконструкции.

  • #5

    Anna (Четверг, 26 Ноябрь 2015 17:38)

    Вы знаете, а ведь редко кто из нас задумывается о содержании снимка, когда мы их просматриваем...А это имеет, оказывается, огромное значение, потому что должен быть не просто снимок, а фото, которое даёт какую-то информацию...Зачастую мы наблюдаем, как, путешествуя, мы стараемся запечатлеть себя любимых на фото, но обязательно на фоне какой-то достопримечательности...Нам главное - это наша персона, мы сами...И когда показываем фото другим, то акцентируем внимание на себе, а потом уже говорим, на фоне чего мы сфотографировались...И это нормально, я считаю...Но это для любителей, а вот для профессионала-фотографа - совсем другой взгляд на снимок...Он скорее всего покажет достопримечательность на первом плане, а мы окажемся где-то вдалеке, на втором плане...С уважением, Анна.

  • #6

    Виктор (Четверг, 26 Ноябрь 2015 19:47)

    Вы знаете? Можно совместить. Мы снимаем достопримечательность, её окружение, драматичное небо с тяжелыми облаками... и себя любимого, или нашу половинку, вот тут же рядышком, сидящую на лавочке и даже не смотрящую в кадр, словно это еще один случайно попавший в кадр человек.

  • #7

    Василий (Понедельник, 21 Декабрь 2015)

    Хорошо сказано, снять что-то красиво, вот достойная задача! Из одного видео-урока запомнился совет, не думайте о том какая у Вас камера, думайте как сделать хороший снимок! Сможете делать хорошо на обычную мыльницу, будет получаться на полупрофессиональном или профессиональном оборудовании.

  • #8

    Виктор (Среда, 23 Декабрь 2015 07:20)

    Все верно. Профессиональное оборудование дает качество и в какой-то степени удобство съемки (если не принимать во внимание габариты и вес), в частности - оперативность. Но к красоте это не имеет никакого отношения.

  • #9

    Рей Роман (Понедельник, 28 Декабрь 2015 23:05)

    Когда фотографирую, использую единственно правило - на фотографии должно происходить "событие". Пока это правило меня не подводило.

  • #10

    Виктор (Вторник, 29 Декабрь 2015 05:29)

    Вы правы. В репортажной и жанровой фотографии событие очень важно. Но недостаточно. Нужно еще поймать ключевой момент события, так называемую кульминацию - высшую точку происходящего. Картье-Брессон говорил о решающем мгновении. В других жанрах - в пейзаже, в портрете - событие конечно желательно (например, стая птиц чего-то испугалась и поднялась в небо), но отнюдь не обязательно. Здесь важнее состояние.

  • #11

    Алексей (Понедельник, 11 Январь 2016 19:54)

    В основном фотографию для своего так называемого "архива", чтобы было о чём вспомнить, но иногда получается очень много качественных пейзажей по ходу дела. Фотографирую всё и вся.

    Фотография с деревом в воде очень сильно напоминает какую-то сеть интернета, которая является дорогами с одного сайта на другой, очень интересная интерпретация.

  • #12

    Виктор (Понедельник, 11 Январь 2016 22:35)

    Когда мы фотографируем, мы узнаем много нового про окружающий мир. Некоторые замечательные фотографы отказываются называться фотохудожниками и говорят "нет, я просто фотограф". Они считают фотографию не искусством, а альтернативным способом познания мира. И в этом есть много правды.

  • #13

    land_driver (Воскресенье, 28 Февраль 2016 16:24)

    Все-таки, само слово "фотохудожник" как-то странно звучит. Ты или фотограф, или художник. А все вместе - это как всесезонная резина - ни для зимы, ни для лета...

  • #14

    Виктор (Понедельник, 29 Февраль 2016 17:33)

    Слово "биохимик" тоже странно звучит, "астрофизик" тоже. А уж "фотографика" как странно. Мне кажется, дело не в том, как звучит, а в чем-то другом. Ты сама об этом писала в своем блоге. Художник создает что-то новое - такое, чего до него не было, не существовало. Как там у Пушкина: "над вымыслом слезами обольюсь". Над вымыслом! Это мы видим в произведениях архитектуры, живописи, поэзии, музыки, кино. Находится ли фотография в этом ряду? Кто-то считает - да. Кто-то - нет.

  • #15

    land_driver (Понедельник, 29 Февраль 2016 18:52)

    Когда мы говорим о биохимии или астофизике, то мы говорим о НАУКЕ, которая возникла на стыке других наук. А тут что - киномузыкант? архиживописец? Также и фотохудожник

  • #16

    Виктор (Понедельник, 29 Февраль 2016 19:11)

    Точно. А пароход на стыке пара и хода. Нет. Вопрос не в этом. Вопрос в том - сколько художника ив фотографе. Люда, перечитай свой пост "Кино и реальность, или как спроектировать свою реальность…"

 

© Виктор Володин, Россия, Москва, 2002-2016.
Все права на фотографии, представленные в разделе “Портфолио” данного сайта принадлежат автору
и находятся под защитой Российского и международного законодательства по авторским правам.
Распространение или воспроизведение этих фотографий без согласия автора запрещено.