Эмоциональность снимка

Когда фотограф наводит видоискатель, линия прицела проходит через его глаз, голову и сердце

Анри Картье-Брессон

Смотрите пристальнее на окружающий вас мир и поверьте в свои ощущения и эмоции. Задайте себе вопрос: если я сейчас сделаю фотографию, будет ли она передавать мои эмоции и ощущения, смогу ли я донести их до зрителя?

Ансел Адамс

Фотография оказывает более сильное воздействие на зрителя, лучше запоминается, если она вызывает в нем душевный отклик, трогает, цепляет. Одним словом, если она эмоциональна.

 

Эмоциональность в пейзаже – это состояние, которое присутствует в кадре наряду с изображаемым. Это порыв ветра, который клонит деревья и срывает с них листья, это мрачные тучи, нависающие над лесом, это зеркальная гладь озера, подчеркивающая полный штиль. Эмоциональность в событии – это точно пойманный момент, это открытые улыбки, горючие слезы и характерные гримасы на лицах участников, это ясное и яркое отображения сути происходящего.

Закат на Соловках. Архангельская обл. Август 2006 г.
Закат на Соловках. Архангельская обл. Август 2006 г.

Может ли фотография, привезенная из путешествия вызвать:

  • умиротворение,
  • грусть,
  • умиление,
  • дискомфорт,
  • чувство противоречия,
  • чувство отторжения,
  • удивление,
  • тревогу,
  • улыбку,
  • слезы.

Может ли она:

  • эпатировать,
  • шокировать.

Продолжите список…

Фотография красивого вида не станет пейзажем, если она не передает состояния природы, её настроения.


Снимок бытовой сценки не станет настоящей жанровой фотографией, если автор не смог поймать кульминацию события или, как говорил Картье-Брессон, решающего мгновения.


Изображение человека нельзя назвать портретом, если в нем не сохранилось хоть чуть-чуть от характера этого человека.

Белое озеро. Белозерск. Май 2011 г.
Белое озеро. Белозерск. Май 2011 г.
Весна. Окрестности Кашина. Май 2005 г.
Весна. Окрестности Кашина. Май 2005 г.
Вот такое оно – Белое море. Архипелаг Кузова, Карелия. Июль 2005 г.
Вот такое оно – Белое море. Архипелаг Кузова, Карелия. Июль 2005 г.
Блики на воде. Большой Соловецкий остров, Архангельская обл. Июль 2005 г.
Блики на воде. Большой Соловецкий остров, Архангельская обл. Июль 2005 г.
Пежостров. Карелия. Июль 2007 г.
Пежостров. Карелия. Июль 2007 г.
Вологда. 2003 г.
Вологда. 2003 г.
Строители отдыхают. Царицыно. 2006 г.
Строители отдыхают. Царицыно. 2006 г.
Фото Сергея Хритова
Фото Сергея Хритова
Валера. Пежостров. Карелия. Июль 2007 г.
Валера. Пежостров. Карелия. Июль 2007 г.
Макс. Пежостров. Карелия. Июль 2007 г.
Макс. Пежостров. Карелия. Июль 2007 г.
Ольга. Карьер под Лыткарино. Март 2008 г.
Ольга. Карьер под Лыткарино. Март 2008 г.

 

Спасибо за внимание,
всегда ваш, Виктор Володин


Оставить комментарий

Комментарии: 20
  • #1

    Д-бомж (Воскресенье, 22 Ноябрь 2015 22:25)

    Порой, сделанные мной фотографии когда-то очень давно, вызывают у меня ностальгию по прошлому, особенно если в воспоминаниях больше положительных моментов, чем минусов, согласитесь, ведь фотографируем мы для того, чтобы что-то запомнить, запечатлеть, поделиться, и т.д., и т.п., так-что продолжать можно до бесконечности…. Ностальгия.

  • #2

    Виктор (Воскресенье, 22 Ноябрь 2015)

    Полностью согласен. Есть такое выражение "оживить воспоминания". Фотографии действительно оживляют наши воспоминания. Порой находишь в архиве старые фотографии (ну как старые - снятые несколько лет назад) и в памяти объемно встает картинка, которая уже казалось совсем затерлась
    Но вот меня как фотографа интересует такой вопрос - какие фотографии ЛУЧШЕ оживляют воспоминания? Мне кажется те, в которых сохранилось больше деталей, подробностей, людей, примет времени (конечно при условии, что мы получились удачно). В этом смысле постановочные и в особенности костюмированные фотографии, мне кажется, становятся менее ценными со временем.

  • #3

    Д-бомж (Воскресенье, 22 Ноябрь 2015 22:51)

    Больше всего оживляют память те снимки, на которых есть близкие и родные люди, которых уже нет с нами, в моем случае это именно так....

  • #4

    Виктор (Воскресенье, 22 Ноябрь 2015 23:03)

    И это тоже

  • #5

    land_driver (Понедельник, 23 Ноябрь 2015 12:46)

    Да, строители очень душевненько получились, прям как-будто специально позировали

  • #6

    Виктор (Понедельник, 23 Ноябрь 2015 13:32)

    Мы с моими слушателями постоянно ходили на практическую съемку в Царицыно. Сначала до реконструкции, а затем - после реконструкции. Этот снимок был сделан в начале работ по реконструкции, когда дворцовый комплекс еще не был отцеплен. На этот период мы перебрались в Архангельское. Вообще, новодел - презабавная вещь. Сегодня в Царицыно можно найти такие образцы новодельной скульптуры... Обхохочешься. Я все думаю, не эти ли мастера в оранжевых шлемах их ваяли

  • #7

    Land_driver (Вторник, 24 Ноябрь 2015 17:53)

    А по-моему, сделали отличное место для прогулок, а еще туда много иностранцев приезжает, может, для этого все это и затевалось

  • #8

    Виктор (Вторник, 24 Ноябрь 2015 18:26)

    В плане отдыха, в том числе семейного, стало конечно уютней. Раньше была наполовину помойка, наполовину дикий лес. Но это не отменяет проблему новодела, дешевого такого.

  • #9

    Миша (Вторник, 24 Ноябрь 2015 18:46)

    Эмоциональность снимка безусловно очень важна, хотя на практике запечатлеть это бывает не просто. По идее хороший снимок должен вызывать какую-либо эмоцию у любого зрителя, не зависимо от сюжета.
    Белое озеро в монохроме отлично смотрится. В напечатанном виде, наверно, еще лучше будет.

  • #10

    Виктор (Вторник, 24 Ноябрь 2015 19:11)

    Спасибо Вашу за оценку.
    Да, как говорится, любая реакция - только не равнодушие... Правда некоторые эмоции довольно просто вызвать. Например отвращение. Поэтому можно было бы уточнить Вашу мысль следующим образом: любой хороший снимок должен вызывать эмоции, но не любой вызывающий эмоции снимок - хороший.

  • #11

    Миша (Среда, 25 Ноябрь 2015 15:40)

    Да, пожалуй, не любой вызывающий эмоции снимок - хороший.

  • #12

    Виктор (Среда, 25 Ноябрь 2015 17:22)

    Например, снимок может вызвать такую эмоцию: "Фу! какой гадкий снимок!".

  • #13

    Anna (Четверг, 26 Ноябрь 2015 17:27)

    Да, вы правы - в каждом снимке должна быть эмоциональность, которая настраивает того, кто просматривает снимки, на какую-то волну воспоминаний, если это давнишние снимки, или на восторг, если это современные снимки...Хотя эмоции при рассматривании снимков могут быть очень разнообразные: горе, печаль, радость, возмущение, отвращение, негодование, ненависть и многое другое...Снимок - это часть жизни человека, если это семейные фотографии...И здесь уже срабатывает ностальгия...Мне кажется, что, если снимок не выражает каких-либо эмоций, он - пустой и мёртвый...Такой снимок смотреть не хочется, так как он не взывает к нашим чувствам...С уважением, Анна.

  • #14

    Виктор (Четверг, 26 Ноябрь 2015 19:37)

    Фотография - весьма разнообразно занятие. И многое зависит от назначения снимка. Бывает, например, чисто информационная фотография. Она должна просто запечатлеть нечто. Желательно максимально резко. Пример: снимок повреждений автомобиля для страховой компании. Или аэрофотоснимок расположения огневых точек противника. Или документально-исторические снимки, например снимки Москвы начала прошлого века - здесь самое главное, что они вообще сохранились. В этих снимках может не быть никакой экспрессии. Совсем другое дело - снимки, которыми мы хотим показать очень многим, "похвастаться", так называемые "художественные снимки". Здесь без эмоций трудно.

  • #15

    land_driver (Вторник, 15 Декабрь 2015 18:38)

    все-таки портреты самыми эмоциональными получаются

  • #16

    Виктор (Вторник, 15 Декабрь 2015 19:51)

    Просто нам близки и понятны эмоции людей

  • #17

    land_driver (Вторник, 05 Январь 2016 22:20)

    С колючей проволокой классная фотка, как-будто еще с тех времен. Ведь никто никогда не догадается, что таким образом просто огород огородили от котов

  • #18

    Виктор (Среда, 06 Январь 2016 09:07)

    Это тоже своего рода постановочный репортаж ;-)

  • #19

    Татьяна (Воскресенье, 17 Январь 2016 12:17)

    То, что снимок должен вызывать эмоции, я абсолютно согласна. Любая фотография, даже на паспорт.
    Речь немного о другом. Мне думается, что "Мастер" должен передать нам именно СВОЮ эмоцию, делая кадр. Посмотрев на работу профессионала, мы должны увидеть "его глазами" то, что снято, "услышать" его мысли.

  • #20

    Виктор (Воскресенье, 17 Январь 2016 13:22)

    Может быть я неудачно выразился, но я имел ввиду нечто другое. Я писал не о тех эмоциях, которая может вызвать любая фотография, в том числе фотография на паспорт, типа "какая ужасная фотография". Это ведь тоже эмоция.
    Попытаюсь объяснить.
    Человеку свойственно одушевлять окружающий мир. Когда мы любуемся природой, мы не только оцениваем её красоту, но и проникаемся её настроением, или приписываем ей настроение. Мы говорим "природа плачет", "речка грустит", "погода хмурится". Это типичный антропоморфизм, но нам свойственен антропоморфизм. Мы рассуждаем так, как будто эмоции находится не в нас, а в самой природе. И зачастую эти эмоции воспринимают и другие люди, стоящие рядом с нами. Теперь перед нами стоит задача, как передать все это на снимке. И не просто передать, а усилить и подчеркнуть. Иначе зритель будет воспринимать в сто раз ослабленные эмоции - смотреть на лист бумаги отнюдь не то же самое, что любоваться природой - и может их просто не почувствовать.
    В портрете то же самое, но понятнее - здесь нужно попытаться перенести на фотобумагу кусочек души живого человека - его темперамент, особенности характера, настроение...
    В конечном счета, задача состоит в том, чтобы сфотографировать то, что сфотографировать нельзя - шум прибоя, дуновение ветра, запах черемухи, влюбленность, ум, сильный характер.

 

© Виктор Володин, Россия, Москва, 2002-2016.
Все права на фотографии, представленные в разделе “Портфолио” данного сайта принадлежат автору
и находятся под защитой Российского и международного законодательства по авторским правам.
Распространение или воспроизведение этих фотографий без согласия автора запрещено.