Кропотливый труд или удача?

Думается, в фотопейзажном деле фактор удачи не так уж велик, как принято считать. Ведь чем чаще вы бываете на природе, тем больше шансов, что вам повезет

Том Тилл

Хотя я много путешествую, я никогда не странствую налегке. Даже если я оставляю машину для непродолжительной вылазки в лес, за плечами у меня рюкзак с фотопринадлежностями весом в 25 килограммов, а в руках штатив

Тео Оллофс

Итак, мы хотим чтобы наши фотографии были интересными, по возможности необычными, лучше – уникальными, да к тому же еще эмоциональными… Ну хотя бы два пункта из четырех... Ну хорошо, хотя бы один. Но, как говориться, искусство требует жертв. Или лучше так: без труда не выловишь и рыбку… Короче, если хочешь что-то заполучить, надо чем-то за это заплатить.

 

Нужно забраться туда, куда на машине не проехать. Нужно снимать тогда, когда почти никто не снимает – в ливень и в пургу, в сплошной туман и в лютый мороз. Нужно больше ходить и меньше ездить. Нужно встать пораньше и бродить подольше, пока улицы пусты. Нужно не забыть про вечернюю прогулку и не полениться отправиться на ночную съемку, обязательно захватив штатив. Нужно занять оптимальную точку съемки и только услышав “молодой человек, здесь снимать нельзя”, ответить “простите, не буду”, зная, что пару раз вы все же успели нажать на кнопку затвора.

Обычно вокруг водопада снуют толпы туристов, поэтому снять “чистый” кадр не так-то просто. Приходится долго выжидать, а то и договариваться с экскурсантами, прося “подождать минуточку”. В таких случаях может быть весьма полезна помощь друга.

Лесная мгла. Швейцария. Фото Кэтрин Эймс. 1994 год.
Лесная мгла. Швейцария. Фото Кэтрин Эймс. 1994 год.

Еще лучше завести знакомство человеком, который проведет вас в такие места, куда простым смертным ходить нельзя, и покажет такие виды, которые мало кто не снимал. Нужно не постесняться и снять выразительное лицо случайного прохожего или смешную сценку. Если вы считаете это бестактным, никто не мешает получить предварительное согласие на съемку. Или глупо улыбаясь и пожимая плечами, показать камеру как бы спрашивая – можно? Если проблема не в бестактности, можно воспользоваться ну очень сильным объективом.

Интересный сюжет не приходит сам по себе. Чтобы сфотографировать его, приходится:

  • искать,
  • высматривать,
  • поджидать,
  • ловить,
  • гоняется за ним,
  • уговаривать,
  • подсматривать,
  • отправляется в опасные места,
  • нарушать правила,
  • рисковать,
  • тратит деньги, силы, иногда – здоровье.

Продолжите список…

Причем делать все это приходится, не очень-то рассчитывая на результат. Ведь в фотографии есть одна неприятная закономерность – чем больше усилий вы потратили на ту или иную фотографию, тем ценнее она вам кажется при последующем отборе, тем психологически сложнее ее забраковать. Так в наших отчетах появляются заведомо неудачные снимки, которые достались нам слишком дорогой ценой. Так что снимать нужно много, а отбирать – строго.

Валун. Фото Джека Дикинга
Валун. Фото Джека Дикинга

“Этот снимок я привез из Национального парка “Джо-шуатри” в Южной Калифорнии. В ожидании оптимальных световых условий пришлось наведываться сюда раза три-четыре”

Водопад Кивач. Карелия. Фото 2006 года.
Водопад Кивач. Карелия. Фото 2006 года.

“Особенно я люблю забраться в машину и ехать, выискивая подходящую натуру. Иной раз, исследуя какую-то определенную местность, приходится целыми неделями жить в автомобиле, и мне очень нравится такой образ жизни, позволяющий забраться в нетронутые цивилизацией уголки, оставив далеко позади людские тропы”

Остров Сидоров. Карелия. Фото 2007 года.
Остров Сидоров. Карелия. Фото 2007 года.

В России девственную природу вы скорее всего встретите лишь в таких местах, куда невозможно добраться на автомобиле. И наоборот, если в какое-то место можно доехать на машине, то очень скоро вы обнаружите кучи мусора, пластиковые бутылки и другие следы пребывания “хозяина природы”.

Весть о мире. Бассейн реки Янки-Бой, Колорадо. США. Фото  Кена Дункана.
Весть о мире. Бассейн реки Янки-Бой, Колорадо. США. Фото Кена Дункана.

“Я набрел на красивое местечко в бассейне реки Янки-Бой, но утренний свет был слишком вялым. Дело усугубила масса других фотографов, которые присоединились ко мне и топтались по полям… Поэтому я ушел оттуда, решив немного развеяться. Когда же я снова вернулся на облюбованное место, там было уныло и пасмурно… И тут начался дождь… я раскрыл пестрый зонтик и уселся на складном стульчике под ним… Так прошло два часа… но затем облака разошлись, сверкнули лучи солнца, и над полем появилась изумительная радуга”

Отражения. Фото Джека Дикинга.
Отражения. Фото Джека Дикинга.

“От дороги я прошел километров пять, прежде чем попал сюда; после урагана с ливнем во впадине образовалось озерцо, в центре которого виднелся высохший изогнутый корень. Я попытался сфотографировать его, но в первый раз мне не повезло с освещением. Я возвращался на это место в течение последующих двух недель. И вот однажды вечером я снова приехал сюда и устроился на стоянку. В 4 часа утра, с восходом солнца, я был уже на ногах, - условия были великолепны, и в результате получилась эта фотография”


На обратном пути

Искомое мгновение возникает как после длительного знакомства, так и внезапно

Анри Картье Брессон

Если бы фотограф только искал, поджидал и ловил момент, его продуктивность была бы крайне мала. На самом деле, большинство снимков делается по ходу дела, или на обратном пути.

 

Вообще, в копилке каждого фотографа найдутся фотографии, полученные двумя способами. Одни были добыты кропотливым путем, другие случайно. В первом случае фотограф приезжал на одно и то же место день за днем, а то и год за годом, в разные сезоны и в разное время суток, выжидал оптимального момента, пытаясь добиться наилучшего результата. Во втором случае – просто увидел и снял.

 

Однако такого рода удача, по какому-то закону фотографической справедливости, подстерегает в основном тех, кто часто ходит первым, кропотливым путем. А может быть мы именно для того и снимаем по нескольку раз одно и то же в разные дни, при разном освещении и в различных ракурсах, чтобы на обратном пути снять свои лучшие кадры? Может быть иначе мы их просто не увидели?

 

Предположим мы нашли классное место и сняли его так и сяк и еще вот так, но все что-то не то. “Вот если бы розоватые лучи утреннего солнца светили вон с той стороны… Вот была бы сказка. Нужно будет прийти сюда завтра пораньше”. И мы вылезаем из палатки в четыре часа утра, делаем глоток теплого чая из термоса, заварено с вечера и как-то нехотя направляемся в облюбованное место на ходу протирая глаза… Застаем наш сюжет именно таким, каким мы и хотели его увидеть, неспешно делаем несколько кадров, стараясь добиться наилучшей композиции и идем назад… А на обратной дороге (зрение-то обострилось) , случайно, слету делаем свой лучший кадр чего-то совсем другого…

 

Неудивительно, что среди фотографов (подобно рыбакам) популярны байки о том, как кто-то увидел что-то совершенно потрясающее… и НЕ снял (фотоаппарата не было, штатива не было, банально не успел).


Снимок — единственный результат, который засчитывается, он является доказательством, иначе нам осталось бы бесконечно описывать загубленные фотографии, существующие лишь в нашем собственном воображении.

Анри Картье Брессон

Архипелаг Кузова, Карелия. 2005 г.
Архипелаг Кузова, Карелия. 2005 г.
Закат на каменистом берегу. Остров Сидоров, Карелия. 2007 год.
Закат на каменистом берегу. Остров Сидоров, Карелия. 2007 год.
Ветер. Пежостров, Карелия. Фото 2007 года.
Ветер. Пежостров, Карелия. Фото 2007 года.
Автопортрет в профиль. Сзади (справа) - фоторюкзак, на животе – экспонометр, на голове шапочка, борода. Остров Сидоров, Карелия. Фото 2007 года.
Автопортрет в профиль. Сзади (справа) - фоторюкзак, на животе – экспонометр, на голове шапочка, борода. Остров Сидоров, Карелия. Фото 2007 года.
Цветы и камни на закате. Пежостров, Карелия. 2007 год.
Цветы и камни на закате. Пежостров, Карелия. 2007 год.
Песчаная Дюна. Фото Джека Дикинги.
Песчаная Дюна. Фото Джека Дикинги.

“Этот снимок был сделан на востоке пустыни Мохаве в рамках работы над проектом “Пустыня Мохаве и Долина Смерти”. Свет сделал всю работу за меня, и результат я приписываю чистой игре случая”

Утихающая буря над скалой Капитан. Йосемитский национальный парк, Калиформия, США. Фото Галена Роуэлла.
Утихающая буря над скалой Капитан. Йосемитский национальный парк, Калиформия, США. Фото Галена Роуэлла.

“Я остановился близ скалы Капитан для того, чтобы быстро заснять проступавшую из мглы гору Соборные Шпили, и сделал несколько кадров. Собравшись ехать дальше, я понял, что мой автомобиль увяз в снегу. Я сидел в машине, проклиная свою невезучесть и поджидая помощь, и тут тучи разошлись. Мгла над скалой рассеялась, выглянуло солнце. Я увидел удивительную, никогда не виданную мною картину.”

*  *  *

Фотографии, составляющие наши отчеты о путешествиях, всегда слишком эпизодичны и фрагментарны, чтобы суметь сохранить всю полноту впечатлений от поездки. “Вот это не было снято, а от этого – только один снимок, и он не передает вполне…” – с досадой вспоминаем мы, просматривая привезенный улов. С другой стороны, их слишком много, чтобы все их стоило показывать знакомым и незнакомым. Приходится выбирать лучшие. А потом – лучшие из лучших. А через много лет выбирать уже из самых лучших. И если не выбирать, не перебирать, не раскладывать по папочкам, по годам, по странам, по жанрам, то постепенно они “умирают”, превращаются в старый хлам.

 

И все же, снимать нужно больше. 

 

Спасибо за внимание,
всегда ваш, Виктор Володин


Оставить комментарий

Комментарии: 19
  • #1

    land_driver (Среда, 25 Ноябрь 2015 13:55)

    Все верно, сначала заберешься в дебри и будешь долго ждать или искать какого-то специального лучика, падающего в специальное место, а потом на обратном пути с одного кадра снимешь шедевр.

  • #2

    Виктор (Среда, 25 Ноябрь 2015 14:32)

    Бывает и так. Только ты не снял бы этот шедевр, просто не заметил бы его, если до этого не забрался бы в дебри и не ждал бы этого лучика.

  • #3

    land_driver (Четверг, 26 Ноябрь 2015 14:12)

    Так в этом-то и весь кайф!

  • #4

    Anna (Четверг, 26 Ноябрь 2015 17:15)

    Здравствуйте! Потрясающая статья и потрясающие фото!!!! Как здорово, когда человек умеет запечатлеть прекрасное мгновение...На мой взгляд, фотограф - это тот же художник...Он видит мир немного другими глазами, в ином ракурсе...Это, должно быть, дар божий, не каждому это дано: увидеть то, чего другие даже не заметят и не обратят на него внимание, и только когда увидят на фото, начнут удивляться красоте снимка и того места, где они были, но так и не заметили всей прелести окружающего мира...С уважением, Анна.

  • #5

    Виктор (Четверг, 26 Ноябрь 2015 19:00)

    Для Land driver:
    Кайф то кайф. Да не все так просто. Отбор фотографий - очень тонкая вещь, и психология играет здесь далеко не последнюю роль. А проявится она может неожиданно. Например, очень легко убедить себя в том, что фотография, доставшаяся нам очень дорого (в любом смысле), ну просто замечательна, а снятый походя "шедевр" - вполне заурядный снимок. Но бывает и по-другому. Когда после долгих мучений нам удается снять действительно хороший кадр, весь мир вдруг окрашивается в "розовый цвет" и все кругом нам кажется прекрасным, в том числе и "полная хрень". Но первое впечатление - самое сильное. Поэтому еще некоторое время после мы готовы принимать эту "хрень" за "что-то в этом есть".
    К сожалению, посмотреть на свои фотографии свежим взглядом, непредвзято можно только одним способом - нужно их сначала забыть.

  • #6

    Виктор (Четверг, 26 Ноябрь 2015 19:22)

    Для Анны:
    В нашей стране очень многие любят музыку и любят петь. Красноречивее всего об этом говорят рейтинги шоу "Голос". Но музыкальный слух - это тоже талант, который можно развивать причем, достаточно быстро. Главное в этом деле - практика. Не удивительно, что в той или иной мере им обладает подавляющее большинство.
    С фотографией то же самое. Здесь требуется опыт "видения", визульный опыт. Скажите, как часто по дороге на работу или с работы мы обращаем внимание на то, "как причудливо легла вон та тень от фонарного столба на ступеньки длинной лестницы"? Или "как неожиданно мой ботинок отразился в стеклянной витрине магазина, наложившись на выставленную экспозицию"? Не часто? То то и оно.
    Мы привыкли видеть мир "предметно". Это помогает нам выживать. Лестница - это лестница. Поэтому тень нужно отфильтровать. А витрина - это витрина, и отражение в стекле нам только мешает. С этим прекрасно справляется мозг. Фотограф же должен научиться видеть мир как комбинацию тени с света, линий и геометрических форм, тона и цвета. Что для этого нужно? Просто отключить мозг.

  • #7

    land_driver (Пятница, 27 Ноябрь 2015 12:29)

    Да, это правда потом проблема отобрать из гиггабайт наснятого что-то стоящее.

  • #8

    Виктор (Пятница, 27 Ноябрь 2015 14:39)

    Выбор - вообще штука сложная.

  • #9

    Д-бомж (Пятница, 04 Декабрь 2015 03:56)

    Фотографии просто зачаровывают, неужели такое возможно? Так и хочется взять камеру, и попытаться запечатлеть что-нибудь подобное, а вдруг получится, и я открою в себе что-то новое, чем черт не шутит :-)

  • #10

    Виктор (Пятница, 04 Декабрь 2015 04:52)

    Фотография - это образ жизни. Некоторые получаю огромное удовольствия, гуляя по лесам и горам с рюкзаком, ночуя в палатках. Так почему бы не освоить смежную профессию. Ансел Адемс, классик пейзажной фотографии, на самом деле был директором национального природного парка.

  • #11

    Олег Киктенко (Пятница, 04 Декабрь 2015 05:06)

    Как же завораживает. Я в восторге от увиденного. Сам люблю фотографировать и действительно мне кажется должна присутствовать удача, НО!!! профессионализм , мне кажется, увеличивает притяжение удачи в несколько раз)))) Поэтому надо развиваться и развиваться. Спасибо за статью. Масса удовольствия.

  • #12

    Виктор (Пятница, 04 Декабрь 2015 08:09)

    Удача - это просто шанс. А шанс время от времени выпадает всем. Не упустить этот шанс. Быть готовым к нему. Суметь им воспользоваться. Я думаю, что это важно в любой области, не только в фотографии. Упустил, тогда это уже не удача, а провал.

  • #13

    Killerparanoik (Пятница, 04 Декабрь 2015 09:57)

    Только природа может создать такую красоту, которая фактически получается из хаоса и нагромождения различных линий, камней и растений. Девственность всех этих мест просто завораживает - чувствуется, что пока прогресс и человечество не добрались до этих участков.

  • #14

    Виктор (Пятница, 04 Декабрь 2015 13:39)

    В России любое место, в которое легко добраться на автомобиле, загажено костровищами и мусором. Люди накупили автомобилей, почувствовали вкус к автотуризму. Но никто не объяснил им, что создавая костер на новом месте нужно сначала снять слой земли вместе с травой, а уезжая уложить его обратно на прежнее место. Что с собой нужно увезти весь мусор, все пластиковые бутылки и пустые пачки из под сигарет, который вы привезли в лес.
    Ну а сегодня, к сожалению, девственных мест становится все меньше и меньше.

  • #15

    Василий (Вторник, 08 Декабрь 2015 21:19)

    Красивые фотографии. Дух захватывает. Так и хочется свою мыльницу выбросить, купить хороший аппарат, набраться терпения, и научится фотографировать.

  • #16

    Виктор (Среда, 09 Декабрь 2015 03:10)

    Вы знаете, некоторые из размещенных здесь фотографий, снятые конечно же на зеркалку, вполне могли бы быть сняты и на мыльницу. Так что не торопитесь выбрасывать. Я учиться... учиться всегда полезно.

  • #17

    Алина (Пятница, 15 Январь 2016 21:45)

    Восхитительные фотографии! Сколько красоты на белом свете! Благодаря фотографиям можно посмотреть мир, не входя из дома. А про удачу... удача - это результат кропотливого труда. И только так.)

  • #18

    Виктор (Пятница, 15 Январь 2016 21:57)

    "удача - это результат кропотливого труда. И только так". Совершенно с Вами согласен. Точнее не скажешь.

  • #19

    Виталий Охрименко (Воскресенье, 21 Февраль 2016 04:15)

    Эх, а как бы здорово было уметь выбирать самые яркие картинки нашего сознания. Сколько интересных и ярких моментов происходит с каждым из нас время от времени.
    Я считаю что хорошее фото - это удача, которая приходит в награду за кропотливый труд

 

© Виктор Володин, Россия, Москва, 2002-2016.
Все права на фотографии, представленные в разделе “Портфолио” данного сайта принадлежат автору
и находятся под защитой Российского и международного законодательства по авторским правам.
Распространение или воспроизведение этих фотографий без согласия автора запрещено.