Дневное освещение

Если нельзя, но очень хочется, то можно - Народная мудрость

Уважайте свет, даже когда его нет - Анри Картье-Брессон

Летний полдень и сплошная облачность считаются неудачным освещением. Среди фотографов-пейзажистов принято считать, что в ясный летний день примерно 3-4 часовой промежуток в районе полудня – это "время, когда мы не снимаем”. В средней полосе данное правило относится главным образом к “самым светлым” месяцам – от мая до июля. Зимой можно снимать весь день.


При сплошной облачности утро день, и вечер отличаются лишь уровнем освещенности, но не качеством света. Это плоское освещение

Некоторую горизонтальную направленность свету, и следовательно объем, могут придать окружающие здания и деревья, например, если с одной стороны находится темная стена или густой лес, а с другой – открытое пространство. Хуже всего, когда свет идет сверху. Поэтому, в зависимости от выбора окружения, пасмурная погода может быть удачным освещением для портрета.

 

Но иногда у вас просто нет выбора. Например, при репортажной съемке. Тем важнее знать все плюсы и минусы такого освещения.


Ясный летний полдень

Полуденное освещение – это главным образом короткие и глубокие, практически черные тени. При городской съемке – это яркие горизонтальные дороги и крыши и темные стены домов. При съемке на природе, это плоские ландшафты, без намека на рельеф.  


Меньше всего такое освещение годится для съемки портрета, если только вы не намеренно спрятали глаза в непроницаемую тень.

Уиллем Дефо. Фотография Антонина Краточвила
Уиллем Дефо. Фотография Антонина Краточвила

Ну а если вы снимаете природу или архитектуру, то почему бы не сделать эти тени частью сюжета ?

Царицыно. Сентябрь 2005 г.
Царицыно. Сентябрь 2005 г.

Сплошная облачность

Фотография – это плоское неподвижное изображение. На фотографии как таковой нет ни объема, ни границ предметов. Есть только контраст. Контраст темного и светлого (тоновый контраст) и контраст цветов. Ощущение объема и границ создается светом и тенью.

 

Сплошная облачность или так называемый рассеянный свет – это практически бестеневое освещение. Остается тень только под предметом. Поскольку контраст света и тени незначительны, главным становится контраст внутри самого предмета, а также контраст между предметами. В коммерческой фотографии такое освещение часто используют при съемке товаров для каталога.

Большой Соловецкий остров. Июль 2005 г.
Большой Соловецкий остров. Июль 2005 г.

Зимой, когда кругом лежит снег, мы получаем совершенно плоское изображение. Такие снимки напоминают скорее графику, чем живопись. Если на фотографии очень много белого, ну скажем процентов 90-95, то говорят, что она выполнена в светлой тональности, или, по-другому, в высоком ключе.

Первый снег. Царицыно. 2006 г.
Первый снег. Царицыно. 2006 г.

Сплошная облачность плюс дождь, снег или туман часто интереснее, чем просто сплошная облачность. Дальние планы мы видим сквозь пелену. Отсюда тональная перспектива, иллюзия глубины. К тому же в дождь и после дождя цвета мокрой травы, листвы, древесины ярче, насыщенней, а блики и капли воды совершенно меняют настроение снимка.

Пампорово, Болгария. Январь 2009 г.
Пампорово, Болгария. Январь 2009 г.

Направление освещения

Кроме характера освещения фотограф обязан учитывать направление освещения. При съемке людей мы можем развернуть их под желаемым углом к солнцу, по крайней мере, теоретически. При съемке зданий и ландшафтов мы лишены такой возможности. Поэтому, если стоит задача сфотографировать вот это здание при определенном направлении освещения, то нужно определить “время суток”, когда свет будет падать с желаемого направления. В это время и приходим на съемку.


Но какое направление является желаемым? Как ни логичным кажется фронтальное освещение, когда здание, или человек, освещены прямо, светом солнца, находящегося за головой фотографа, именно это освещение будет самым неудачным. Оно плоское и неинтересное. А человека оно принуждает щуриться.


Объемную форму и рельеф подчеркнет боковое освещение – левое или правое – не важно. Именно такое освещение и будет в большинстве случаев наиболее желанным при съемке архитектуры и скульптуры.

Памятник 1000-летия России. Великий Новгород. Май 2004 г.
Памятник 1000-летия России. Великий Новгород. Май 2004 г.
Николай - наш капитан. Карелия. Июль 2007 года.
Николай - наш капитан. Карелия. Июль 2007 года.
Остров Сидоров. Карелия. Июль 2007 г.
Остров Сидоров. Карелия. Июль 2007 г.
Гозо. Мальта. 2012 год.
Гозо. Мальта. 2012 год.

Когда-то, много лет назад, я, как мне казалось, сделал удивительное открытие, а на самом деле – изобрел велосипед: самое лучшее освещение – контровое. Это когда солнце светит в сторону фотографа. Его еще называют красиво контражур. Такое освещение выделит контуры предметов, подчеркнет глубину пространства, усилит воздушную перспективу.

Бедлендские олени. Фото Джима Бранденбурга
Бедлендские олени. Фото Джима Бранденбурга

При съемке в контражуре, чтобы избежать засветки и снижения контраста изображения, нужно постараться погрузить переднюю линзу объектива в тень – надеть глубокую бленду, закрыть объектив от прямых лучей любым подручным предметом, той же рукой. При съемке зеркальной камерой следует поберечь свои глаза – не включать в кадр яркое солнце (т.е. дневное) или не смотреть в видоискатель, когда в кадре яркое солнце.

Как это не покажется странным, контровое освещение оптимально и для портрета. Особенно утром и вечером, или зимой.

Валера. Архипелаг Кузова. Карелия. Фото 2005 года.
Валера. Архипелаг Кузова. Карелия. Фото 2005 года.
Филипповские садки. Большой Соловецкий остров, Архангельская обл. 2006 год.
Филипповские садки. Большой Соловецкий остров. 2006 год.

Тонкие полупрозрачные листики, травинки, лепестки цветов, будучи подсеченные сзади, приобретают особенную яркость – как бы светятся изнутри.

Зеленое озеро. Большой Соловецкий остров. Архангельская обл. 2005 г.
Зеленое озеро. Большой Соловецкий остров. 2005 г.

Заднебоковое освещение (промежуточное между боковым и контровым) в какой-то мере совмещает преимущества двух этих видов освещения – подчеркивает и рельеф, и глубину.

Филипповские садки. Большой Соловецкий остров. 2006 г.
Филипповские садки. Большой Соловецкий остров. 2006 г.

Освещение играет неодинаковую роль в разных жанрах фотографии. В пейзаже живописное освещение не менее значимо, чем сам сюжет и зачастую важнее композиции. При съемке людей нет уж такой необходимости в каком-то особенном художественном освещении. Здесь главная задача света скромнее – не навредить. Неудачное освещение – слишком жесткое, чрезмерно контрастное или идущим прямо сверху – может изменить черты лица до неузнаваемости или подчеркнуть его “недостатки”. Съемка уличных сценок, происшествий, событий и вовсе не требовательна к освещению. Есть какое-то, ну и слава Богу. Здесь важнее внутренняя энергия самого действия и удачно пойманный момент. Но если еще и свет подчеркнул все самое важно и сделал снимок гораздо выразительнее, то считайте, что вам крупно повезло. Но только в том случае, когда вы успели это освещение заметить, оценить и воспользоваться им. Например, занять удачную позицию.

 

Таким образом, как не крути, а знание особенностей разных видов освещения и умение применить эти знания при съёмке не помешает ни одному фотографу – хоть профессионалу, хоть любителю.


Спасибо за внимание, всегда ваш, Виктор Володин

Оставить комментарий

Комментарии: 37
  • #1

    land_driver (Воскресенье, 06 Декабрь 2015 18:44)

    Мне нравится снимать днем, если есть облака. А иначе - тухляк

  • #2

    Виктор (Воскресенье, 06 Декабрь 2015 19:04)

    Дык! Во-первых, облака снижают контраст свето-тени, во-вторых - украшают небо. Зато часто приходится выжидать, когда солнце выйдет из-за облака. Впрочем, в некоторых сюжетах ярко-синее безоблачное небо приветствуются. В частности, в рекламных снимках пляжных отелей.

  • #3

    land_driver (Четверг, 10 Декабрь 2015 13:42)

    Часто получается, что все остальное - это просто украшение облаков

  • #4

    Виктор (Пятница, 11 Декабрь 2015 07:44)

    Бывает и так. Но не так уж часто

  • #5

    Алина (Суббота, 12 Декабрь 2015 13:02)

    Красивые фото, некоторые завораживают! Будто картины на выставке. При незнании всех тонкостей освещения наверняка получились бы просто фотографии. В предыдущих комментариях написали про облака... Мне кажется, дело не только в них, чистое небо или нет, день или вечер. Если фотограф в восхищении от собственной работы, отличный снимок получится при любых погодных условиях.)

  • #6

    land_driver (Суббота, 12 Декабрь 2015 14:23)

    Не пойму, в чем смысл так лицо в тени прятать?

  • #7

    Виктор (Суббота, 12 Декабрь 2015 14:40)

    Алине: Облака действительно могут серьезно украсить снимок, а чистое небо может быть скучным. Я знал фотографов, которые не выходят на съемку, если нет облаков. По поводу погоды. Отличный снимок, да, может получиться при любой погоде. Только нужно учитывать, что при пасмурной погоде отлично получится сюжет, который выигрывает при пасмурной погоде. А при солнечной погоде отлично получится сюжет, который подходит для солнечной погоды.

  • #8

    Виктор (Суббота, 12 Декабрь 2015 14:48)

    land_driver: Каждое освещение имеет свои особенности. И их необходимо учитывать. Например, если вы хотите, чтобы люди щурились от яркого солнца, поставьте их лицом к солнцу. Если вы хотите подчеркнуть все морщины и складки на лице, поставьте их так, чтобы солнце светило сбоку. Если же вы хотите, чтобы лица людей были освещено мягко, равномерно, то пусть солнце светит им в затылок. Первый вид освещения называется передним, второй боковым, третий задним (контровым).

  • #9

    land_driver (Воскресенье, 13 Декабрь 2015 22:15)

    Если солнце будет светить в затылок им, то это получится как раз в объектив мне. Засветка какая-то

  • #10

    Виктор (Понедельник, 14 Декабрь 2015 04:40)

    Посмотрите на фотографию "Валера" - никакой засветки нет.

  • #11

    Виктор (Понедельник, 14 Декабрь 2015 05:49)

    Чтобы защитить глаза от прямых лучей солнца, человек обычно прищуривается или перекрывает свет с помощью ладошки, приложенной ко лбу, или кепки с глубоким козырьком. В результате глаза оказываются в глубокой, почти черной тени. Хорошо ли это для портрета? Снимая против света фотограф то же самое проделывает с объективом своей камеры - прячется в тень, надевает глубокую бленду, выставляет над передней линзой ладошку. И все. И никаких проблем. Но зачастую даже и это не требуется. Современная оптика с многослойным просветляющим покрытием неплохо "держит контровой свет", сохраняя яркие краски и контраст. Если только вы не используете грязный защитный фильтр. Единственное, чего следует избегать - это солнце в кадре (кроме раннего утра и позднего вечера, когда солнце не так активно).

  • #12

    land_driver (Вторник, 15 Декабрь 2015 18:09)

    Не слишком ли контрастно дерево с тенью? Или это такая задумка автора?

  • #13

    Виктор (Вторник, 15 Декабрь 2015 18:42)

    "Полуденное освещение – это главным образом короткие и глубокие, практически черные тени".

  • #14

    land_driver (Среда, 16 Декабрь 2015 14:38)

    А этот пень в воде - можно подумать, что в лед вмерз. Там уже (еще) лед в июле?

  • #15

    Виктор (Среда, 16 Декабрь 2015 16:43)

    Там в воде небо серое отражается. И частично просвечивается дно.

  • #16

    land_driver (Вторник, 29 Декабрь 2015 19:00)

    На Большом Соловецком острове озеро и правда зеленое. Это ракурс такой, освещение подыграло, или оно зеленое всегда?

  • #17

    Виктор (Вторник, 29 Декабрь 2015 19:07)

    Вода там и правда какая-то зеленая. Но здесь в ней еще и зеленая листва отражается.

  • #18

    land_driver (Среда, 30 Декабрь 2015 20:51)

    Памятник в Нижнем специально в ЧБ переводил? Как-то не очень похоже на естественные черно-белые цвета. Не знаю почему

  • #19

    Виктор (Четверг, 31 Декабрь 2015 08:12)

    Это не Нижний Новгород, а Великий. Снято на ЧБ пленку. Сканировано с пленки.

  • #20

    land_driver (Четверг, 31 Декабрь 2015 15:56)

    Ну тогда С Новым Годом!!! И побольше запоминающихся фотографий!

  • #21

    Виктор (Суббота, 02 Январь 2016 15:01)

    С новым годом !

  • #22

    NI4KA (Четверг, 14 Январь 2016 00:13)

    Иногда даже приятнее быть дилетантом в фотографии. Можно просто смотреть на небо с облаками или без и любоваться. Профессиональные фотографы, наверно, лишены этого ощущения, они постоянно оценивают свет, перспективу, композицию...

  • #23

    Виктор (Четверг, 14 Январь 2016 04:42)

    Я думаю, это не так. Я думаю, фотограф фотографирующий природу находит больше поводов любоваться небом, облаками, закатом., видит больше тонкостей, нюансов...

  • #24

    Виталий (Среда, 27 Январь 2016 17:45)

    Благодаря возможности фотографировать природу в лыжных путешествиях, особенно с появлением цифровой техники, я по-настоящему научился любить зимние пейзажи, закаты и восходы, ну, и полярное сияние, когда повезёт.
    К сожалению, подобные возможности уже в прошлом, особенно это касается северного сияния. :)
    Зимние восходы и закаты стараюсь наблюдать и фотографировать и сейчас.
    А за советы по направлении освещения - большое спасибо! Буду стараться применять их на практике.

  • #25

    Виктор (Четверг, 28 Январь 2016 07:09)

    Освещение в пейзаже - это все. Ну или почти все.

  • #26

    land_driver (Суббота, 13 Февраль 2016 14:39)

    Но ведь есть масса способов создать аналог освещения, в мыльницах много всяких режимов - дневное освещение, люминисцентное и пр. Снимаешь, и как будто реально лампочкой все освещено

  • #27

    Виктор (Воскресенье, 14 Февраль 2016 14:04)

    Режим в мыльнице не создает никакого освещения, ни аналогов освещения. Баланс белого "дневное освещение" или "люминисцентное" лишь сообщает камере, какое вокруг освещение, потому что камера тупая и сама догадаться не может.

  • #28

    land_driver (Среда, 17 Февраль 2016 21:10)

    Не пойму, а капитан одной рукой за штурвал держится, или вообще не держит его?

  • #29

    Виктор (Среда, 17 Февраль 2016 21:24)

    Насколько я помню, он ногой рулил.

  • #30

    Максим Бойко (Пятница, 26 Февраль 2016 18:36)

    Бедлендские олени - супер...

    Горы словно рисованные. Как-будто их там не должно быть.

  • #31

    Land_driver (Суббота, 27 Февраль 2016 10:40)

    Поэтому лицо такое вдумчивое получилось

  • #32

    Виктор (Понедельник, 29 Февраль 2016 17:16)

    Про Бедлендских оленей - Ну так мастер снимал. Вот что он сам пишет: "Я с удовольствием включил в кадр двух оленей. Животные вносят в пейзажный образ перспективу и масштаб, но я обычно предпочитаю фиксировать их совсем мелкими, чтобы они оставались лишь одной из деталей картины". А горы такие из-за верхней точки, сравнительно прозрачного воздуха и контрового освещения.

    Про вдумчивое лицо - ну видимо Бог такое дал.

  • #33

    land_driver (Вторник, 01 Март 2016 13:40)

    Эх, мне бы то же страшно хотелось включить в кадр двух оленей. Найти подходящий пейзаж, позвать оленей, поставить их в нужные точки...

  • #34

    Виктор (Вторник, 01 Март 2016 13:51)

    Хочешь включить в кадр оленей - вози их с собой...

  • #35

    olgalaura (Вторник, 01 Март 2016 14:35)

    Очень красивые фотографии и полезная статья! Фотографу нужно знать много нюансов. тогда фотографии получатся красивыми и правильными. А если экспериментировать, то снимки получатся оригинальными и незабываемыми. В творчестве главное - фантазия и свобода.

  • #36

    Елена (Четверг, 03 Март 2016 17:41)

    У меня муж долгое время пытался научиться фотографировать выбитые на камне древние надписи (это в сфере его профессиональных интересов). Никак не удавалось получить подходящий результат, пока его кто-то из коллег не научил: а) смочить надпись водой; б) правильно выставить свет. Теперь все получается четко, но зато он жалуется на то, что нередко пропорции букв искажаются, и в некоторых ситуациях это критично.

  • #37

    Виктор (Понедельник, 14 Март 2016 11:39)

    Чтобы пропорции не искажались, нужно фотографировать строго перпендикулярно поверхности, содержащей надпись, длиннофокусным или даже телеобъективом. Чтобы найти точный перпендикуляр, можно воспользоваться зеркалом (зеркальцем): нужно укрепить зеркало на фотографируемой поверхности, а потом увидеть в центре кадра это зеркало, причем в нем должен отражаться объектив фотоаппарата.

 

© Виктор Володин, Россия, Москва, 2002-2016.
Все права на фотографии, представленные в разделе “Портфолио” данного сайта принадлежат автору
и находятся под защитой Российского и международного законодательства по авторским правам.
Распространение или воспроизведение этих фотографий без согласия автора запрещено.