О пользе композиции

Для того чтобы какой-либо сюжет получил адекватное отражение, необходимо строго выстроить все соотношения форм. Нужно установить камеру относительно объекта. Именно здесь берет начало великая область композиции.

Анри Картье-Брессон

Фотосъемка в путешествии – увлекательнейшее занятие для миллионов людей во всем мире, в том числе и для меня. В погоне за редкими и необычными кадрами мы отправляемся за тридевять земель, тратим свои силы, время и деньги. В ожидании волшебного живописного света мы готовы вставать затемно и полусонные брести в намеченную с вечера точку. Понятно, путешествие уже и само по себе приносит ни с чем несравнимое удовольствие, особенно если оно происходит в хорошей компании. Но все же так хочется привезти домой замечательные кадры тамошних красот и похвастаться ими перед знакомыми и незнакомыми. Тем обиднее, когда после такой подготовительной работы заключительный этап – собственно съемка – выполняется небрежно и кое-как. В данном случае я говорю о композиции.

Атланты. У входа в Эрмитаж. Фото Бориса Игнатовича, 1931 г.
Атланты. У входа в Эрмитаж. Фото Бориса Игнатовича, 1931 г.

Что такое композиция

Слово “композиция” происходит от латинского “compositio” - составление, сочетание, соединение, сочинение. Соответственно “compositor” означает составитель, сочинитель. То есть, как ни крути, композиция предполагает составление чего-то целого из отдельных частей.

 

Композиция в фотографии – это сочетание основных элементов кадра. Мы фотографируем дом и дерево. Можно поместить дерево слева, а дом справа. Можно наоборот. Можно поместить дом вдалеке и очень крупно только часть дерева вблизи. Можно от дерева оставить часть ствола и одну ветку. Можно снять дерево через полуоткрытые ставни дома. Можно совместить в кадре то, что в жизни совсем не обязательно совмещено. Сочетания бесконечны. Оставить что-то одно – будет скучно.

Витославлицы – Новгородский музей деревянного зодчества. 2004 г.
Витославлицы – Новгородский музей деревянного зодчества. 2004 г.

Композиция – это уникальный, авторский взгляд на мир. Когда мы хотим снять что-то одно, например дом, вариантов не так много. Можно подойти спереди, можно сбоку, можно с угла. Можно забраться повыше, можно лечь на землю. В любом случае, ваш снимок будет напоминать один из тысяч подобных снимков.

 

Если же вы решите добавить в снимок что-то еще, и потом еще что-то. Ну, там, клумбу, или куст, или лавочку, или снять дом сквозь арку другого дома… то вариантов становится бесчисленное множество. И вы должны выбрать только один – тот, который показался вам наилучшим. Такой снимок как небо от земли будет отличаться от сотен и тысяч одинаковых фотографий, сделанных туристами не удосужившихся отойти дальше пары метров от экскурсионного автобуса.

 

Композиция – это очень эффективный и при этом почти бесплатный способ улучшить фотографию.  

Так, для того чтобы сделать интересный, содержательный снимок зачастую приходится уехать далеко-далеко… А для того чтобы сделать этот же снимок чуть-чуть более эффектным и действенным, иногда достаточно немного присесть и повернуть камеру на пару сантиметров, слегка уточнив композицию.

Надвратная церковь Преображения Господня Кирилло-Белозерского монастыря. Вологодская обл.  2003 г.
Надвратная церковь Преображения Господня Кирилло-Белозерского монастыря. Вологодская обл. 2003 г.
Ленинград. Фото Анри Картье-Брессона. 1973 г.
Ленинград. Фото Анри Картье-Брессона. 1973 г.
Суздаль. Фото Анри Картье-Брессона. 1972 г.
Суздаль. Фото Анри Картье-Брессона. 1972 г.

Как мы компонуем кадр

Глаз фотографа постоянно измеряет, рассчитывает и оценивает. Мы изменяем перспективу легким сгибанием колена, создаем совпадения линий, всего лишь сместив голову на какую-то долю миллиметра

Анри Картье-Брессон

О композиции мы чаще всего слышим в связи с музыкой или живописью. Причем здесь автор контролирует каждую ноту, каждый мазок. Фотография же по своей природе документальна и в гораздо большей степени случайна. И роль композиции здесь скромнее, чем в живописи и музыке – мы контролируем соотношение не всех, а только основных элементов кадра. Поэтому, применительно к фотографии часто вместо словосочетания “композиция кадра” используют более приземленное выражение “компоновка кадра”.


Как мы компонуем кадр? Размещая в нем все самое важное и интересное, причем в определенном порядке – так, как нам больше нравится. А все лишнее мы отсекаем рамкой кадра. Моей жене, которая никогда не училась фотографии, порой удаются удивительно красивые и гармоничные кадры. “Как это у тебя получается?” – спросил я однажды. “Я просто пытаюсь увидеть картинку” – ответила она. В самую точку. Если вы спросите меня, какая деталь 

Церковь Иоанна Богослова в селе Богослов, около Ростова Великого. Июнь 2005 г
Церковь Иоанна Богослова в селе Богослов, около Ростова Великого. Июнь 2005 г

фотоаппарата самая главная для художественной фотографии, то я отвечу, что это не объектив, не затвор, не матрица, а видоискатель. Ну и ноги фотографа. А для репортажной – спусковая кнопка.


В этом смысле, композиция – это производная от точки съемки, направления камеры и выбора границ кадра. Ведь в непостановочной фотографии – там, где фотограф лишен возможности переставлять объекты в кадре как фигурки на шахматной доске, менять позы, одежду, декорации – перемещение камеры и кадрирование – единственный способ повлиять на композицию кадра.

Каннонболлский берег, Эмблтон, Данстанбургский замок, Нортумберленд, Англия. Фото Джо Корниша.
Каннонболлский берег, Эмблтон, Данстанбургский замок, Нортумберленд, Англия. Фото Джо Корниша.

«При натурных съемках очень важен выбор оптимального положения камеры. Огромную роль здесь обычно играет высота штатива. Эта фотография сделана из такого положения камеры, при котором она находилась на полностью разложенном треножнике. Самые красноречивые и выразительные образы порою получаются, когда избегаешь стандартной съемки с высоты человеческого роста»


Спасибо за внимание, всегда ваш, Виктор Володин

Оставить комментарий

Комментарии: 22
  • #1

    land_driver (Понедельник, 14 Декабрь 2015)

    С Лениным фотка классная, жаль, сейчас т аких мест уже не найти

  • #2

    Виктор (Вторник, 15 Декабрь 2015 04:28)

    Ничего страшного. Есть другие места

  • #3

    valera (Вторник, 15 Декабрь 2015 18:14)

    На мой взгляд, любое прикосновение к композиции, является бонусом в копилку мастерства.

  • #4

    land_driver (Вторник, 15 Декабрь 2015 18:17)

    Церковь в цветах лучше бы цветной была, мне кажется. С точки зрения компановки - очень даже неплохо, но в ЧБ чего-то здесь не хватает

  • #5

    Виктор (Вторник, 15 Декабрь 2015 18:20)

    Мудрено, нечего сказать. Раз мудрено, то наверное правильно :-)

  • #6

    Виктор (Вторник, 15 Декабрь 2015 18:24)

    Церковь в цветах снята на ЧБ пленку. Так что ничего не поделаешь. Но в качестве иллюстрации принципов построения композиции так может быть даже и лучше.

  • #7

    land_driver (Вторник, 15 Декабрь 2015 18:50)

    Первая фотка наводит на размышления, неужели в Питере людей вообще не было в 1931 году? Или это просто раннее утро?

  • #8

    Виктор (Вторник, 15 Декабрь 2015)

    Судя по теням, скорее полдень

  • #9

    land_driver (Среда, 16 Декабрь 2015 11:42)

    Ну прикол, Питер, середина дня, центр города, хорошая погода - и никого!

  • #10

    Виктор (Среда, 16 Декабрь 2015 12:22)

    Сиеста

  • #11

    Виталий (Среда, 30 Декабрь 2015 16:37)

    "Ну прикол, Питер, середина дня, центр города, хорошая погода - и никого!"
    - Людмила, в те годы праздношатающихся на улицах крупных городов (и не только) было гораздо меньше, нежели в нонешние времена.
    Вся страна напряжённо социализм строила! ;) (сорри за лёгкий стёб)

  • #12

    Елена (Пятница, 01 Январь 2016 19:03)

    В первый раз прочитала материалы профессионала по фотографии. Интересно, доступно и профессионально. Ваши советы буду использовать на практике. Снимаю много, так как есть свой сайт, связанный с путешествием. Искреннее СПАСИБО.

  • #13

    Виктор (Суббота, 02 Январь 2016 14:59)

    Серия будет продолжаться. Ждите новых статей.

  • #14

    Татьяна Сова (Вторник, 05 Январь 2016 13:14)

    Виктор, как вы точно подметили про музыку и живопись, так как я занимаюсь и живописью и музыкой и фотографирую (иногда, как я уже говорила, когда "снизойдет" вдохновение). Точно все подметили!
    Что хочу сказать Вас... Развивайтесь и дальше в фотографии, так как нет границ ни в фотографии, ни в живописи, ни в музыке... в творчестве! А Вы творите!
    Напишите ка вы книгу, как соберетесь с мыслями и силами. Она будет прекрасным учебником новичкам и не только!
    Удачи Вам! С Новым годом и наступающим Рождеством!

  • #15

    Виктор (Вторник, 05 Январь 2016 21:50)

    А это и есть главы будущей книги. Но планы грандиозны... Не знаю, когда закончу. Пока пишу, буду публиковать отрывки здесь и в других блогах.
    Спасибо за теплые слова. Удачи и Вам в Новом году!

  • #16

    ea1 (Понедельник, 18 Январь 2016 21:45)

    Виктор, согласен с вами кадрирование и выбор точки отсчета там где нельзя что-то подвинуть и расставить - залог успешного снимка. Я в таких случаях всегда пытаюсь нарисовать изначально картинку у себя в голове, а потом уже щелкнуть затвором фотоаппарата.

  • #17

    Виктор (Вторник, 19 Январь 2016 19:32)

    По поводу картинки в голове, очень верно сказано. Опытный фотограф должен совершенно отчетливо видеть будущую фотографию (причем желательно в рамке и висящей на стене). И если ему нравится эта фотография, то нажимать кнопку. И что самое интересное - в результате получится именно та фотография, которую он видел у себя в голове (про рамку и стену это была шутка).

  • #18

    Роман Рей (Четверг, 21 Январь 2016 13:52)

    Фотография с камешками красивая, но я как понимаю что после постобработки?
    Ну и чёрно-белые, мне кажется что такие даже отсутствием композиции испортить невозможно)

  • #19

    Виктор (Четверг, 21 Январь 2016 14:18)

    Джо Корниш снимал этот кадр на слайд, т.е. на позитивную пленку. Никакой обработки здесь нет - это чистый скан со слайда. Но в данном случае это не так важно. Фотография помещена здесь потому, что она иллюстрирует значение нижней точки съемки и переднего плана. Слова автора говорят о том же.

  • #20

    Юрий (Вторник, 02 Февраль 2016 09:33)

    Грамотно составленная композиция - это целое искусство. На самом деле не так просто расположить объекты съемки правильно, в спешке часто путаешься и композиция не правильной выходит. По себе знаю.

  • #21

    Виктор (Вторник, 02 Февраль 2016 21:12)

    Ну все же это не фэншуй, если мы говорим о пейзаже или съемке в путешествии. И как-то радикально изменить расположение объектов съемки, растущих из земли, мы не можем. Удачная композиция важна, но сам сюжет + освещение важнее.

  • #22

    Александр Хребтов (Суббота, 20 Февраль 2016 03:42)

    Красивые кадры. Критиковать не чего) С Лениным очень неожиданное и интересное фото. Мне нравится.

 

© Виктор Володин, Россия, Москва, 2002-2016.
Все права на фотографии, представленные в разделе “Портфолио” данного сайта принадлежат автору
и находятся под защитой Российского и международного законодательства по авторским правам.
Распространение или воспроизведение этих фотографий без согласия автора запрещено.