Композиция: простота и сложность

Художнику, в отличие от фотографа, не мешают провода и строительные краны. Он их просто не нарисует.

Жизненное наблюдение

Любой фотосъемке предшествует подготовка. Ну а сама съемка начинается с “уборки”. Пытаясь запечатлеть понравившийся нам вид, мы вдруг обнаруживаем, что вон там совсем некстати прямо из купола храма торчит вышка ретранслятора сотовой связи, а здесь девушка в ярком платье перетягивает на себя внимание, отвлекая зрителя от главного. Мы замечаем, что мусор высыпался из урны и кадр явно не украшает, а на красиво извивающуюся дорожку кто-то бросил окурок.

 

В кадре не должно быть ничего лишнего. Лишнее – это фактически мусор. Тем или иным способом его нужно удалить из кадра – найти более удачную точку съемки, с которой его не видно; подождать, пока сам уйдет; отрезать рамкой кадра; наконец, убрать в буквальном смысле слова. Если же “мусор” нельзя убрать, то его следует спрятать – увести в тень, вывести из резкости (т.е. размыть с помощью объектива), “замести” в угол. Так мы учимся снимать чисто.  

 

Можно, конечно, все это проделать позже, в фотошопе. Но, во-первых, нужно владеть фотошопом, во-вторых, на месте подчистки почти всегда остаются “улики”, а в-третьих, зачастую то, на что при съемке мы тратим 1-2 секунды, при обработке может потребовать несколько минут, а это не так мало, когда вы обрабатываете сотни, а то и тысячи фотографий, привезенных из путешествия.

Церковь Сергия Радонежского Ростовского Борисоглебского монастыря. 2005 г.
Церковь Сергия Радонежского Ростовского Борисоглебского монастыря. 2005 г.

Простые композиции

Шаг за шагом, отрезая рамкой кадра сначала все мешающее, потом не мешающее, а просто лишнее, и наконец даже уже не лишнее, а не такое уж важное, второстепенное, мы постепенно приходим к кадру, в котором осталось только что-то одно. Так мы открываем для себя элементарную композицию – объект плюс фон.

 

Давно замечено, что короткая отточенная фраза зачастую сильнее воздействует на сознание, и уж подавно гораздо дольше сохраняется в памяти, чем просторная и содержательная речь. Отсюда наша любовь к пословицам и афоризмам.

 

Так и в фотографии – простые, лаконичные композиции оказывают более сильное и непосредственное воздействие на зрителя, чем сложные и запутанные… при условие, что объект съемки сам достаточно интересен, чтобы его можно было рассматривать. Фотография, в отличие от живописи, вообще тяготеет к простым формам и крупным планам.  

 

Но даже если взглянуть с прагматической точки зрения, зачем нам соединять в одном кадре и это, и это, и это? С художником все ясно – он краски экономит, и холст.  А нам-то зачем, если можно снять отдельно первое, второе и третье? Получится уже серия. Да и качество будет выше.

 

Таким образом, мы приходим к правилу: одна фотография – одна мысль.

Изнанка небытия. Юго-Западная пустыня. Фото Майкла Фатали. 2000 год.
Изнанка небытия. Юго-Западная пустыня. Фото Майкла Фатали. 2000 год.

“За время моих странствий по Юго-Западной пустыне я не разу не видел другого столь же причудливого и таинственного песчаника… Мне хотелось, чтобы этот объект получился на фотографии простым и изысканным одновременно… Найдя самый удачный, на мой взгляд, ракурс, я принялся ждать подходящего освещения – и ждать пришлось невероятно долго”.

Тесикага. Хоккайдо, Япония. Фото Майкла Кенна, 2003 г.
Тесикага. Хоккайдо, Япония. Фото Майкла Кенна, 2003 г.
Витославлицы – Новгородский музей деревянного зодчества. 2004 г.
Витославлицы – Новгородский музей деревянного зодчества. 2004 г.
Кристаллики льда и чьи-то следы. Окрестности Кашина. 2008 г.
Кристаллики льда и чьи-то следы. Окрестности Кашина. 2008 г.

Объект и фон

Существует тысяча и один способ подчеркнуть то, что нас привлекло.

Анри Картье-Брессон

Теперь мы учимся снимать что-то одно, но наилучшим образом. Учимся находить оптимальную точку съемки, ракурс, масштаб. Учимся выделять главное – масштабом, расположением, светом, цветом, контрастом. Мы понимаем, что задача главного объекта в кадре – раскрыть себя максимально полно и в наилучшем виде. Задача же фона сложнее – подчеркнуть главное и не лезть вперед самому. Как правило, фон должен как бы отступить назад, “пропустив вперед” самое важное.

Отступает назад:

  • светлое относительно темного,
  • малоконтрастное, относительно контрастного,
  • пастельное по отношению к насыщенному,
  • холодное по отношению к теплому,
  • нечеткое по отношению к четкому.

Продолжите список…

Царицыно зимой. 2005 г.
Царицыно зимой. 2005 г.
Большой Соловецкий остров. Июль 2005 г.
Большой Соловецкий остров. Июль 2005 г.

В одной из предыдущих статей этой серии есть фотография этого же пня. Интересно, что я сдвинулся в сторону всего на пару шагов, и получилось совсем другая картинка

Осваивая элементарную композицию, мы очень быстро начинаем понимать, что слишком часто она оказывается просто скучной. И тогда начинается обратное движение – мы понемногу раздвигаем границы кадра и добавляем в него все новые и новые элементы, которые не разрушают и не затмевают главного, но дополняют и обогащают его. Таким образом, правило “одна фотография – одна мысль” остается в силе.

Борщевик. Окресности Кашина. 2008 г.
Борщевик. Окресности Кашина. 2008 г.
Мраморный каньон "Рускеала". Недалеко от города Сортавала, Карелия. Июль 2008 г.
Мраморный каньон "Рускеала". Недалеко от города Сортавала, Карелия. Июль 2008 г.

Передний план

Теперь мы смотрим по сторонам в поисках чего-то такого, что мы могли бы добавить в кадр. Может быть вот это дерево, с красиво изогнутой веткой? А может быть вон ту высохшую корягу, лежащую на земле. А не стоит ли зайти в уличное кафе и попробовать снять пару кадров через мокрое от дождя с подтеками стекло витрины? Или расположить по краям кадра часть арки, из глубины которой и сделать снимок.

 

Если мы расположим второй объект рядом с первым, на таком же удалении от камеры, и при этом они будут иметь примерно одинаковый размер, то неизбежно возникнет конфликт – что же здесь главное. Так иногда поступают, но только если хотят противопоставить одно другому. Это снимки – сравнения, или противопоставления. Во всех остальных случая зрителю должно быть предельно ясно (причем ясно не уму, а глазу), что здесь главное, а что второстепенное.

 

Особенно важен случай, когда подчиненное расположено гораздо ближе главного, в очень крупном масштабе, как правило фрагментарно (не целиком) и смещено к периферии кадра – снизу, сверху или сбоку. Тогда его называют вспомогательным передним планом. Если же оно находится сразу с нескольких сторон, то такой прием называют обрамлением, ведь в этом случае передний план напоминает естественную рамку для главного.

Вспомогательный передний план

  • обогащают кадр, делает его более интересным;
  • делает фотографию трехмерной, подчеркивают глубину, создает эффект присутствия, особенно, если он темный;
  • украшает главный объект, если он сам красив.

Продолжите список…

Блэк маунт, Раннох-Мур, Шотландия. Фото Джо Корниша. 1998 г.
Блэк маунт, Раннох-Мур, Шотландия. Фото Джо Корниша. 1998 г.

Чаще всего передний план расположен в нижней части кадра. Тогда мы вынуждены слегка наклонить камеру вниз. Не удивительно, что в многоплановых композициях линия горизонта обычно смещена к верхней границе кадра.

Вестминстерский дворец. Лондон. Фото Сергея Хритова
Вестминстерский дворец. Лондон. Фото Сергея Хритова
Спасо-Евфимиев монастырь. Суздаль. 2012 г.
Спасо-Евфимиев монастырь. Суздаль. 2012 г.
Покровский монастырь. Суздаль. 2012 г.
Покровский монастырь. Суздаль. 2012 г.

Спасибо за внимание,
всегда ваш, 
Виктор Володин


Оставить комментарий

Комментарии: 39
  • #1

    land_driver (Воскресенье, 20 Декабрь 2015 21:30)

    В Зимнем Царицыно понравилась игра света и теней. Повезло с освещением!

  • #2

    Виктор (Понедельник, 21 Декабрь 2015)

    В то время я преподавал в фотошколе "Образ" и по два раза в месяц гулял со студентами в Царицино. Иногда должно было везти.

  • #3

    land_driver (Вторник, 22 Декабрь 2015 13:56)

    Так если обратишь внимание студентов на что-то такое, то уже самому может не достаться

  • #4

    Виктор (Среда, 23 Декабрь 2015 13:05)

    Как это "может не достаться"? Затопчут что ли? Так там снега по-колено было. А потом, у каждого фотографа свои глаза. Знаете анекдот про двух фотографов?

    Идут по лесу два фотографа. У одного пленка кончилась. Ну он стал перезаряжаться. А тут как назло такое...
    - Смотри, - кричит он приятелю.
    - Ух ты! - отвечает приятель.
    - Снимай.
    - Снимаю... Снял.
    - Покажи... Да ты не то снял !
    - Ну что увидел, то и снял.

  • #5

    land_driver (Пятница, 25 Декабрь 2015 14:20)

    А как он на пленочном фотоаппарате может показать то, что снял?

  • #6

    Виктор (Пятница, 25 Декабрь 2015 14:30)

    А у второго был цифровой

  • #7

    Оксана Адаменко (Понедельник, 28 Декабрь 2015 12:50)

    Я очень люблю фотографировать, но увы у меня нету хорошего фотоаппарата, приходится фотографировать на том что есть. Я очень люблю природу и поэтому склонна к всему живому, например цветы, птички, улитки, ящерицы, бабочки и так далее.

  • #8

    Рей Роман (Понедельник, 28 Декабрь 2015 23:01)

    А применимо к макросъёмке, и съёмке мелких объектов вообще, подобные правила действенны?

  • #9

    Виктор (Вторник, 29 Декабрь 2015 05:38)

    При макросъемки хватает своих проблем, в основном технических - малая глубина резкости, недостаток света, ветер и т. п. Сложные композиции, с передним планом и проч. при макросъемке как правила не используются, но остальные правила сохраняют силу, например соотношение объекта и фона. Я знаю фотографа, который носил с собой кусок черной ткани, который использовал в качестве фона при макросъемке.

  • #10

    Виктор (Вторник, 29 Декабрь 2015 06:51)

    Оксане: Я рад, что у нас с Вами общее увлечение. Правда, в основном я снимаю пейзажи,архитектуру, а также людей. Фотосъемка животных считается одним из самых сложных жанров. Например тех же птичек в лесу неопытному человеку и увидеть то не так легко, не то что снять. Желательно, чтобы человек увлекался и хорошо разбирался в той области, которая поставляет сюжеты для его фотографий. Это самое главное. Все остальное, например модель фотоаппарата, вторично. Например самый знаменитый пейзажист, Ансел Адамс, которого еще называют иконой американской фотографии, был директором национального природного парка в США.

  • #11

    Сергей (Среда, 30 Декабрь 2015 13:14)

    Да, как же много сложностей в искусстве фотографии.
    Мне чаще всего приходится фотографировать своего мелкого карапуза, которому скоро будет 3 года, он очень быстрый. Поэтому часто даже нет времени оценить ситуацию, ловишь момент когда он остановился и фотографируешь. Поэтому приходится брать количеством снимков, а потом отсеивать плохие.

  • #12

    Виталий (Среда, 30 Декабрь 2015 16:17)

    Приветствую автора и читателей блога!
    Виктор, эпиграф мне понравился. :) И статья очень информативная. Спасибо!
    Люблю фотографировать, особенно в путешествиях, занимаюсь этим практически всю жизнь, а вот дорасти до уровня профи так и не смог. Грабли проклятые мешают. Постоянно на них наступаю. И учиться не только на своих, но и на чужих ошибках ленюсь. Всё провода, лишние предметы и непонятное освещение в кадре мешают. ;)
    Р.С. На новости сайта подписался. Буду читать с большим интересом и удовольствием.

  • #13

    Виталий (Среда, 30 Декабрь 2015 16:24)

    ЗдОрово! :-D
    "land_driver
    ...
    А как он на пленочном фотоаппарате может показать то, что снял?

    Виктор
    А у второго был цифровой"

  • #14

    Виктор (Среда, 30 Декабрь 2015 16:44)

    Виталий, спасибо большое за теплый отзыв. А по поводу грабель - фотография такое странное занятие, что не только чужие, но и свои ошибки не всегда учат. Иногда вроде бы и знаешь как надо, но делаешь по-другому. Видимо нужно серьезную шишку набить, чтобы реально больно было. Только тогда начинаешь исправляться.

  • #15

    Виталий (Среда, 30 Декабрь 2015 16:51)

    Виктор, а мне частенько кажется, что профессиональное мастерство фотографа доступно не каждому. Это сродни таланту - что в искусстве, что в футболе

  • #16

    Виктор (Среда, 30 Декабрь 2015 16:51)

    Сергею: Все правильно. Съемка маленьких детей - дело особенное. Тут часто не до композиции. Успел снять нужный момент - уже удача. Но и в этом случае можно кое-что применить. Фотографировать не тогда, когда пришло в голову "Что-то я давно не фотографировал свою малютку...", а когда есть удачные условия и правильный повод - свет, обстановка, важное или интересное событие.

  • #17

    Виктор (Среда, 30 Декабрь 2015 17:09)

    Виталию: Просто в России нет Школы фотографии (не смотря на огромное количество курсов). Нет, вам что-то расскажут, что-то покажут, что-то объяснят. Но не научат. Большинство так называемых профессиональных фотографов учились где попало.

  • #18

    NI4KA (Воскресенье, 03 Январь 2016 11:18)

    По поводу редактирования в фотошопе как-то услышала мнение одного фотографа. Он сказал, что предпочитает снимать животных, потому что их не нужно обрабатывать потом. А на фото людей, особенно свадебной тематики, приходится долго убирать прыщики, морщинки, капилляры и т.п.

  • #19

    Виктор (Воскресенье, 03 Январь 2016 12:19)

    Жалко только что животные не заказывают съемку свадеб :-)

  • #20

    Александр Хребтов (Понедельник, 04 Январь 2016 05:09)

    Наверное опытный фотограф мастер, тем и отличается от новичка, что может все перечисленные условия для качественного и главное интересного снимка, выполнять автоматически. Детали, главное, передний план, "мусор", свет, фон. Это сколько всего, надо свести в одном кадре!

  • #21

    Виктор (Понедельник, 04 Январь 2016 06:21)

    Действительно в фотографии, как в любой регулярной деятельности, например в вождении автомобиля, какие-то действия начинают выполняться автоматически. Первым делом, техника, настройка камеры. Камера становится "прозрачной", как будто ее вообще нет. Затем - оценка условий съемки, освещения. А вперед входит главное - творчество.

  • #22

    Александр Рус (Понедельник, 04 Январь 2016 12:38)

    По поводу камер Виктор, есть тут у нас один знакомый блогер Алексей, его блог тематически схожий с Вашим. Вас надо обязательно познакомить!!! У него много постов про камеры разных типов. В общем он такой же профессионал в этом деле как и вы.

  • #23

    Виктор (Понедельник, 04 Январь 2016 12:54)

    Спасибо. Хорошее знакомство никогда не помешает.

  • #24

    Татьяна Сова (Вторник, 05 Январь 2016 13:07)

    Здравствуйте, Виктор! Очень интересно все, прям зачиталась! Композиция - очень важная вещь, этому я еще обучалась в художке и университете искусств, жаль год не закончила, так получилось(((.
    Года 2 назад ходила в вечернюю группу в художественную школу, для удовольствия, так вот, наш преподаватель говорил:"Всегда носите с собой фотоаппарат, так как вы можете проследить замечательный кадр!"
    Я постоянно вспоминаю его слова, когда вижу прекрасную "картинку", и жалею, что нет под рукой фотоаппарата. На телефон снимать не люблю - это все не то!
    Так же не люблю снимать все подряд, мне это не интересно. Снимаю, когда есть вдохновение. Даже простой листочек можно запечатлеть так, что глядя на него просто захватывает дух!
    Ой, что-то я разговорилась!
    Спасибо за интересный материал!

  • #25

    Виктор (Вторник, 05 Январь 2016 21:43)

    Вдохновение - вещь важная. Вот только не все знают, что его нужно не ждать, а призывать. Как ? Есть разные способы - можно молиться, можно медитировать, можно закрыть глаза и отключить мозги, что, в общем-то, тоже самое, можно бесцельно бродить, наслаждаясь запахами и видами, можно немножко выпить - каждый выбирает свой способ.

  • #26

    land_driver (Среда, 06 Январь 2016 20:32)

    Когда есть вдохновение, так это любой снимать может, а вот попробуйте поснимать, когда его нет, а надо снимать.

  • #27

    Виктор (Среда, 06 Январь 2016 20:53)

    Когда есть вдохновение, главное его не спугнуть, а когда его нет, нужно его создать. Только не за секунду до нажатия спусковой кнопки. В этот момент уже поздно. Хотя бы минуты за три...

  • #28

    ea1 (Среда, 13 Январь 2016 23:29)

    Чертовски хорошие фото, мне как начинающему мастеру очень нравятся ваши ракурсы, все очень гармонично и подчеркнуто, а в фотографии - это главное.

  • #29

    Алина (Пятница, 15 Январь 2016 21:43)

    Нравится ваш сайт. Всегда с удовольствием смотрю фотографии и читаю.:) буду ждать новых статей и фотоальбомов. Удачи вам в творчестве и вдохновения!

  • #30

    Виктор (Пятница, 15 Январь 2016 21:59)

    ea1, Алина: Спасибо. Даже не знаю, что еще сказать. Заходите иногда. Будет что-нибудь новенькое.

  • #31

    Евгений (Среда, 20 Январь 2016 15:44)

    Классный материал, и очень полезный, надо буде порекомендовать вас своему другу, начинающему фотографу

  • #32

    Виктор (Четверг, 21 Январь 2016 07:29)

    Жду Вашего друга у себя на сайте. Ну и Вы заходите.

  • #33

    land_driver (Суббота, 23 Январь 2016 15:46)

    А ты не хочешь написать статью для начинающих фотографов? Очень популярная тема в интернете, но все как-то не убедительно там...

  • #34

    Виктор (Суббота, 23 Январь 2016 21:37)

    Эта серия статей и есть для начинающих фотографов. И она обязательно будет продолжена.

  • #35

    land_driver (Воскресенье, 24 Январь 2016 19:23)

    Просто ко мне на сайт попали по неожиданному для меня запросу - можно ли стать успешным фотографом с нуля. Вот это тема!

  • #36

    Виктор (Воскресенье, 24 Январь 2016 21:40)

    Во-первых, тут сказано "успешным". Успешный фотограф - это скорее вопрос бизнеса, а не фотографии как таковой. А во-вторых, любой успешный фотограф когда-то был нулем. Но название красивое. Возьму на заметку.

  • #37

    Land_driver (Четверг, 18 Февраль 2016 11:58)

    Так для привлечения читателей как раз и надо такие термины использовать, а потом уж в тексте разъяснять, что все совсем не так, как они себе нафантазировали

  • #38

    Андрей Масалкин (Суббота, 20 Февраль 2016 21:58)

    Успех это не определенное понятие. Какими границами определяется успех? Для кого-то он может выражаться в денежном эквиваленте, для кого-то в известности, а кому-то нужно признание родных и знакомых. Для всех успех разный. Но профессионалом думаю стать каждому под силу. Просто кому-то дается это быстрее, чем другим. Я считаю если тебе действительно нравится то, чем ты занимаешься, то со временем обязательно все получится.

  • #39

    Виктор (Вторник, 23 Февраль 2016 11:13)

    Согласен с Вами, Андрей. Полностью. И по-поводу "каждому под силу", и по-поводу всего остального. Тем более, что если человеку действительно нравится чем-то заниматься, то вред ли у него нет к этому совсем никаких способностей. Ну а дальше все зависит от него самого.

 

© Виктор Володин, Россия, Москва, 2002-2016.
Все права на фотографии, представленные в разделе “Портфолио” данного сайта принадлежат автору
и находятся под защитой Российского и международного законодательства по авторским правам.
Распространение или воспроизведение этих фотографий без согласия автора запрещено.