Композиция и золотое сечение

Для определения точки золотого сечения у фотографа есть единственный компас — собственный глазомер.

Анри Картье-Брессон

В рекомендациях по компоновке кадра часто встречаются понятия “золотое сечение” и “правило третей”. Эти вещи иногда путают, и хотя считается, что второе происходит от первого, это все же не одно и то же. Поэтому для начала давайте разберемся, что есть что.

 

Золотое сечение – это “гармоничное” деление (сечение) чего-то целого, например отрезка прямой, на две неравные части – большую и меньшую. 

Такое деление должно подчиняться правилу:

Целое так относится к большей части, как большая часть относится к меньшей части.

В числах это выражается примерно так:

Золотое сечение. 1 = 0,618 + 0,382.
Золотое сечение. 1 = 0,618 + 0,382.

Золотое сечение в искусстве

В фотографии и живописи часто стараются избегать строгой симметрии правого/левого, верха/низа. Говорят, что центральное расположение линии горизонта “режет” кадр и ставит зрителя в ситуацию ложного выбора: что важнее – небо или земля. Центральное расположение главного героя делает изображение статичным, а авторское высказывание слишком прямолинейным. Одним словом, не любят фотографы центральных композиций. Как и художники.

 

Смещение линии горизонта вверх или вниз, а главного героя вправо или влево, ставит вопрос о гармоничности, пропорциональности такого деления – как сильно смещать? Тут и приходит на помощь золотое сечение.

Линия горизонта расположена по золотому сечению
Линия горизонта расположена по золотому сечению
Лицо девушки расположено по золотому сечению
Лицо девушки расположено по золотому сечению

Если мы соединим эти четыре сечения в рамках одного кадра, то получим такую сетку:

Сетка, порожденная золотым сечение
Сетка, порожденная золотым сечение

Здесь две вертикальные линии расположены не равномерно, а несколько смещены к центру. Они делят кадр на три неодинаковые полосы. Центральная заметно уже. То же и с горизонтальными линиями.

В произведениях архитектуры мы имеем огромное количество больших и малых форм – фасады, купола, арки, проёмы, двери, окна, колонны. Ясно, что все эти формы должны находиться в гармоническом соотношении друг с другом. И тут тоже приходит на помощь золотое сечение, причем не однократно, а многократно.

Золотое сечение в пропорциях Парфенона
Золотое сечение в пропорциях Парфенона

Кстати, в классических произведениях живописи мы также иногда находим не одно, а несколько золотых сечений. В фотографии такого не бывает.

«Не ждали» — картина Ильи Репина
«Не ждали» — картина Ильи Репина

Само понятие золотого сечения восходит к временам Евклида, или даже Пифагора, хотя тогда оно и не носило этого названия. Название возникло уже в XIX веке.


Правило третей

Применительно к фотографии и кино, мы чаще всего сталкиваемся упрощенным и весьма ограниченным применением золотого сечения, а именно с правилом третей. Попросту говоря, рассмотренная выше сетка заменяется равномерной сеткой:

Сетка, порожденная правилом третей
Сетка, порожденная правилом третей

Формулируется правило третей чаще всего так:

Главное должно находиться в точке пересечения горизонтальной и вертикальной линий, каждая из которых делит кадр в соотношении 1/3 : 2/3.

Деление кадра воображаемыми линиями в соотношении 1/3 : 2/3 = 0,333 : 0,667 считается разумным упрощением, примерно соответствующим золотому сечению, то есть делению в отношении 0,382 : 0,618.

Трафальгарская площадь. Лондон. Фото Сергея Хритова
Трафальгарская площадь. Лондон. Фото Сергея Хритова

Иногда можно услышать более узкую формулировку.

Линия горизонта должна делить кадр в соотношении 1/3 : 2/3.

Фотография Джо Корниша
Фотография Джо Корниша

Именно в этом, узком ключе понимал правило третей Джон Томас Смит, английский художник, который и ввел этот термин в 1797 в своей книге «Заметки о сельских пейзажах». Там он утверждал, что 1/3 картины должна отводиться земле и воде, а верхние 2/3 – воздуху и небу.

 

И первая, и вторая формулировка часто преподносятся в качестве закона композиции. Соответственно, любое отступление от правила третей трактуется как композиционная ошибка. Это, разумеется, не верно.

 

Прежде всего, это неверно в отношении второй формулировки. Рассматривая самые известные фотографии самых знаменитых фотографов, в том числе пейзажистов, мы понимаем, что линия горизонта может делить кадр в соотношении 1: 2, 2:3, 9:10, 4:5 или вообще отсутствовать, располагаясь выше верхней или ниже нижней границы кадра. Т.е. вторая формулировка вообще не работает.

Фотография Джо Корниша
Фотография Джо Корниша
Фотография Ансела Адамса
Фотография Ансела Адамса

Что касается первой формулировки, то ее применение гораздо белее характерно для кино, чем для фотографии. Да и то, главным образом в отношении горизонтальных линий, при съемке людей, в крупных и средних планах.


Правило третей в кино

При съемке сцен с людьми крупным и средним планом старайтесь располагать головы и/или глаза героев несколько выше середины кадра, лучше всего на горизонтальной линии, делящей кадр в соотношении 1/3 : 2/3.

В такой уточненной формулировке правило третей работает в уж большинстве стандартных кинокадров. Острые ракурсы и другие необычные точки съемки, разумеется, составляют исключение.

Кадр из фильтра. “Кин-дза-дза”
Кадр из фильтра. “Кин-дза-дза”
Кадр из фильма “Гарри Поттер и философский камень”
Кадр из фильма “Гарри Поттер и философский камень”

В значительной степени это объясняется спецификой кино и видеосъемки по сравнению с фотографией – необходимостью обеспечить плавность стыковки кадров в рамках эпизода и динамичностью самого кадра, в частности, возможностью перемещения персонажей, в том числе по глубине, на протяжении одного кадра.

 

Типичные для фотографа резкие перемещения – то он присядет, то он приляжет, то заберется на дерево – и постоянные рысканья камерой - справа налево и сверху вниз – в поисках необычной композиции, не характерны для оператора. Да, можно снимать снизу вверх, можно сверху вниз… иногда. Но каждый такой прием должен быть оправдан. Чаще же всего, особенно в сценах с людьми, съемка ведется приблизительно “на уровне глаз”. Кроме всего прочего, это делает зрителя участником событий, вовлекает его в происходящее.

 

Но когда мы переходим к общим и сверхкрупным планам, то и это правило перестает работать.

Кадр из фильтра. “Кин-дза-дза”
Кадр из фильтра. “Кин-дза-дза”
Кадр из фильма “Гарри Поттер и философский камень”
Кадр из фильма “Гарри Поттер и философский камень”

Горизонтальное же положение главного героя в кадре очень часто центральное, за исключением тех случаев, когда герой поворачивает голову, или начинается движение, или в кадре оказывается второй герой.

Кадр из фильма “Гарри Поттер и философский камень”
Кадр из фильма “Гарри Поттер и философский камень”
Кадр из фильтра. “Кин-дза-дза”
Кадр из фильтра. “Кин-дза-дза”

Правило третей в фотографии

Если уж в кино правило третей является, мягко говоря, не вполне обязательным, то уж в фотографии, где автор изначально должен чувствовать себя гораздо более свободно и не ограничивать творчество лишними запретами, тем более. И действительно, в каких-то фотографиях оно присутствует, в других его использование можно обнаружить только с большой натяжкой, в третьих его нет совсем.

 

Это наводит нас на мысль, что золотое сечение и правило третей – ни какой-то закон композиции, по крайней мере в фотографии, а лишь один из сотен композиционных приемов и находок. Который можно использовать, а можно и не использовать. Это не то, что должно нас ограничивать, а то, что может нам помочь.

 

В завершении этой статьи попробуем сформулируем реальные, а не надуманные правила компоновки кадра

 

Спасибо за внимание, всегда ваш,
Виктор Володин

1. Избегайте центральных композиций почти всегда. Экспериментируйте, смещая главное правее или левее, выше или ниже.

 

2. Избегайте размещения линии горизонта строго посередине кадра. Экспериментируйте, смещая ее выше или ниже.

 

3. Не располагайте главное слишком близко к границаv кадра. Не загоняйте его в угол.

 

4. Не оставляйте пустым слишком большое пространство в центре кадра.

 

5. Вы можете использовать или не использовать золотое сечение и правило третей в своих фотографиях. Ни то, ни другое не будет ошибкой.

 

6. Если вы знаете о золотом сечении, то вам это поможет, а если не знаете, то вам это не помешает.


Оставить комментарий

Комментарии: 35
  • #1

    land_driver (Среда, 06 Январь 2016 20:27)

    Золотое сечение - это же классика! Вот интересно было бы почитать, как это правило лучше всего нарушать

  • #2

    Виктор (Среда, 06 Январь 2016 20:49)

    Нарушать его можно как угодно !

  • #3

    land_driver (Пятница, 08 Январь 2016 11:58)

    Для кино еще важны правильные стыковки кадров, иначе смотреть будет невозможно

  • #4

    Виктор (Пятница, 08 Январь 2016 12:58)

    Ну да, я так и пишу.

  • #5

    land_driver (Пятница, 08 Январь 2016 18:19)

    Монтаж в кино - это целая наука. У нас в школе монтажеров два года учат

  • #6

    Виктор (Пятница, 08 Январь 2016 19:16)

    На операторском факультете ВГИК-а учат пять лет

  • #7

    land_driver (Понедельник, 11 Январь 2016 17:05)

    Операторы и монтажеры - разные люди. А во ВГИКе, судя по отзывам тех, кто там учился, учат чему угодно, только не снимать кино. Хотя думаю, что они лукавят

  • #8

    Виктор (Понедельник, 11 Январь 2016 22:17)

    Операторы и монтажеры - разные люди. Но я ничего не писал про монтажеров. Я писал о том, что более жесткие требования к компоновке кадра в кино могут объясняться спецификой кино, в частности требованиями монтажа. Это имеет место не только в кино, но и в создании серии фотографий, и в макетировании журнальной полосы, и в макетировании фотоальбома. Когда мы пытаемся разместить несколько фотографий на одном развороте, возникают более жесткие требования к самим этим фотографиям. А иногда они могут просто не стыковаться.

  • #9

    Татьяна Сова (Среда, 13 Январь 2016 10:23)

    С пейзажами и линией горизонта я уже знала давно, так и фотографирую и так же пейзаж, при случае, пишу на природе... А вот про остальное много нового узнала. Спасибо большое, очень интересно, как всегда!

  • #10

    Виктор (Среда, 13 Январь 2016 22:33)

    Татьяне: Заходите, будет еще продолжение.

  • #11

    Алина (Пятница, 15 Январь 2016 21:41)

    Раньше только слышала о золотом сечении. Спасибо за подробную и интересную статью! Не знала, что золотое сечение используют в картинах и фильмах... надо же. Думала, в кино и фотографии все проще...

  • #12

    Виктор (Пятница, 15 Январь 2016 22:01)

    Ну кем-то используется, а кем-то не используется. Но знают все.

  • #13

    land_driver (Суббота, 16 Январь 2016 14:19)

    Где-то мне еще интересное правило попадалось, косвенно связанное с золотым сечением - линии должны идти по направлению взгляда, типа, слева снизу по направлению вправо вверх. Или наоборот. Только никак не вспомню, как правильно

  • #14

    Виктор (Суббота, 16 Январь 2016 15:50)

    Здесь два правила.
    Первое - про направление взгляда и движения. Как правило больше свободного пространства нужно оставлять с той стороны, куда направлен взгляд или движение. Намеренное несоблюдение данного правила порой дает тоже очень сильный, но непривычный эффект.
    Второе правило касается диагоналей. Самое быстрое движение происходит по диагонали слева-направо сверху-вниз. Такое движение воспринимается как неконтролируемое, спонтанное, "сломя голову". Эта диагональ называется падающей. Самое быстрое восходящее движение происходит по диагонали слева-направо снизу-вверх. Такое движение воспринимается как победоносное. Эта диагональ называется восходящей.

  • #15

    land_driver (Понедельник, 18 Январь 2016 14:31)

    Было бы интересно и про это прочитать статью с примерами. Что б лучше усвоить

  • #16

    Виталий (Вторник, 19 Январь 2016 17:43)

    Оказывается, многие положения и золотого сечения, и правила третей при фотографировании я выдерживаю интуитивно.
    Спасибо за 6 реальных правил компоновки кадра! Буду теперь к этим вещам при фотографировании и снятии видео относиться более осознанно.

  • #17

    Виктор (Вторник, 19 Январь 2016 19:10)

    land river: Правил достаточно много, но стоит ли так уж сильно заморачиваться на эту тему фотографу-любителю, фотографу-путешественнику. Гораздо важнее развивать чувства фотографа - чувство кадра, чувство равновестия, чувство пропорций, чувство цвета... На некоторые из этих тем я планирую поговорить в дальнейших статьях.

  • #18

    Виктор (Вторник, 19 Январь 2016 19:12)

    Виталию: Все правильно. Так оно и должно быть - интуитивно. И желательно - мгновенно.

  • #19

    Александр Хребтов (Вторник, 26 Январь 2016 21:47)

    Старшая дочка занимается размещением статей у заказчика, в ТЗ входит подбор, изменение и уникализация картинок. Картинки должны быть вырезаны и обработаны с применением "правила третей". Подкинул ей эту статью, что бы разобралась) Вот так полезно знать, где взять информацию)

  • #20

    Виктор (Вторник, 26 Январь 2016 22:13)

    Дай Бог, чтобы было полезно. Вообще опереться на жесткие правила на некотором этапе обучения бывает весьма полезно. Потом, когда разовьется собственное чувство гармонии, пропорций и равновесия, правила можно будет отбросить.

  • #21

    Оксана Адаменко (Пятница, 29 Январь 2016 21:35)

    Не слышала о золотом сечении. Но вот пользовалась как бы, расчерчивала лист бумаги на кубики и рисовала. так более точно получалось выводить линии лица (я увлекалась рисованием портретов). А вот с этим золотым сечением так и не поняла для чего оно нужно?

  • #22

    Виктор (Пятница, 29 Январь 2016 22:20)

    Воспользоваться довольно легко. Допустим Вы решили нарисовать цветок. Куда поместить бутон? Посередине? Слишком примитивно. Многие посоветуют: в одну из четырех точек золотого сечения, скорее всего в правую верхнюю или в левую верхнюю. А стебель нарисовать несколько под наклоном, по направлению к противоположному углу. Так что, как я написал в начале, воспользоваться довольно легко. Но стоит ли ? Может быть иногда стоит поискать менее шаблонное решение ?

  • #23

    land_driver (Вторник, 02 Февраль 2016 15:12)

    Получается, что золотое сечение - это просто основа основ. Как-то в это не верится

  • #24

    Виктор (Вторник, 02 Февраль 2016 16:03)

    Как раз не получается

  • #25

    land_driver (Суббота, 06 Февраль 2016 21:03)

    Кстати, когда Фотошоп показывает сетку, он ее именно как золотое сечение и рисует

  • #26

    Виктор (Суббота, 06 Февраль 2016 21:34)

    1. В инструменте Crop ? Да. Только по правилу третей, а не по золотому сечению.
    2. Сетка по правилу третей также присутствует в видоискателе некоторых самых дешевых мыльниц, но не в профессиональных камерах.

  • #27

    land_driver (Воскресенье, 07 Февраль 2016 20:17)

    Мылницами пользуются многие начинающие фотографы, так что для них это может быть полезно. Правда, если занть, как этим пользоваться

  • #28

    Виктор (Воскресенье, 07 Февраль 2016 20:44)

    По этому поводу я уже написал: "Если вы знаете о золотом сечении, то вам это поможет, а если не знаете, то вам это не помешает."

  • #29

    land_driver (Вторник, 09 Февраль 2016 13:40)

    Ну ты прикинь, покупает такой человек мыльницу, включает, а там сетка какая-то на экране. И что ему думать? Что фотоаппарат неисправлен?

  • #30

    Виктор (Вторник, 09 Февраль 2016 13:51)

    Сетка играет еще одну роль - по ней горизонт ровнять проще. Вот, к примеру, в одной из моих фотокамере тоже сетка есть. Только она не по золотому сечению.

  • #31

    land_driver (Вторник, 09 Февраль 2016 15:32)

    Кстати, да, хотя, зачастую уже дома на компе приходится горизонт выравнивать

  • #32

    Максим Бойко (Среда, 17 Февраль 2016 19:01)

    Жесть, я далеко не фотограф. И про золотое сечение ничего не слышал, а тем более, что его ещё и в фильмах использует. Теперь буду знать...

  • #33

    land_driver (Понедельник, 22 Февраль 2016 19:31)

    В фильмах и фотографиях очень много разных приемов используют, но часто их предпочитают держать в секрете, чтобы не стырили

  • #34

    Ната Дегтярева (Вторник, 01 Март 2016)

    Очень интересно и доступно, а правда ли, что принцип использования золотого сечения популяризировал Леонардо да Винчи?

  • #35

    Виктор (Понедельник, 14 Март 2016 11:51)

    Нет, не правда

 

© Виктор Володин, Россия, Москва, 2002-2016.
Все права на фотографии, представленные в разделе “Портфолио” данного сайта принадлежат автору
и находятся под защитой Российского и международного законодательства по авторским правам.
Распространение или воспроизведение этих фотографий без согласия автора запрещено.