Золотое сечение в живописи

Художники-пейзажисты из опыта знают, что нельзя отводить половину плоскости холста под небо или под землю и воду. Лучше брать или больше неба, или больше земли, тогда пейзаж лучше смотрится..

Ф.В.Ковалев. Золотое сечение в живописи

В одной из предыдущих статей мы рассмотрели примеры использования золотого сечения в пропорциях шедевров мировой архитектуры. Но данный сайт посвящен фотографии, а не архитектуре.

 

Архитектуру не даром называют застывшей музыкой. Она изначально обречена подчиняться законам гармонии, ни то открытым, ни то придуманным людьми. Но фотография – это не продукт наивысшей из известных нам форм жизни – homo sapiens. Это сама жизнь, которую трудно втиснуть в рамки навязываемых схем, как бы замечательны они не были. Живопись же стоит гораздо ближе к фотографии, чем архитектура и является, так сказать, ее старшей сестрой. Фотография много училась у живописи, особенно на первом этапе своего развития.

И если мы хотим уяснить роль золотого сечения в фотографии, не разумно ли будет сначала обратиться к живописи.


От Феофана Грека и Леонардо да Винчи до Диего Веласкеса

Историю золотого сечения в живописи принято начинать с Леонардо да Винчи в Европе, а в России – с Феофана Грека, Дионисия, Андрея Рублева.

 

Ф.В.Ковалев, в книге “Золотое сечение в живописи”, представляющей собой восторженный гимн золотому сечению, ссылается, в частности, на картину «Мадонна в скалах» кисти великого Леонардо.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1483—1486 гг.
Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1483—1486 гг.

Как известно, если квадрат сверху надставить горизонтально расположенным золотым прямоугольником, то в результате опять получится золотой прямоугольник, но уже вертикальный. Именно такое построение Ковалев обнаруживает в «Мадонне в скалах».

ПРИМЕЧАНИЕ. Золотой прямоугольник - прямоугольник с соотношением сторон равным
Φ ≈ 1,618.

Интересно, что сам Леонардо да Винчи, оставивший не мало страниц наставлений будущим художникам, содержащих весьма глубокие и поучительные замечания о линейной и воздушной перспективе, о светотени, о законах отражения света поверхностями разной структуры, о цветах и цветовых рефлексах и много о чем еще, ни единым словом не обмолвился о золотом сечении в связи с его ролью в искусстве.

 

Знание великим Леонардо тайны золотого сечения обычно пытаются обосновать его знакомством с Лукой Пачоли, но и последний с своей знаменитой книге описывает лишь чисто геометрические особенности “божественной пропорции”, никоим образом не касаясь его эстетических достоинств.

 

Однако, пойдем дальше. Обращаясь к древнерусской иконописи, Ф.В. Ковалев упоминает такие примеры, как «Успение» Феофана Грека, «Сошествие во ад» Дионисия и знаменитую «Троицу» Андрея Рублева. Так, он пишет: “Икона «Сошествие во ад» Дионисия и мастерской с математической точностью рассчитана в пропорциях золотого сечения”, иллюстрируя это утверждение такой схемой.

Дионисий. Сошествие во ад. 1495—1504 гг.
Дионисий. Сошествие во ад. 1495—1504 гг.

Ну что тут скажешь! При таком подходе золотое сечение пожалуй можно найти везде. В поисках более убедительных примеров, приходится обращаться к произведениям более поздних эпох.

Выдающийся советский искусствовед Михаил Владимирович Алпатов (1902 –1986), из-под пера которого вышла знаменитая трёхтомная «Всеобщая история искусств», неизменно подчеркивал роль золотого сечения в создании ясных и гармоничных пропорций живописных композиций. В своей книге “Этюды по истории Западно-Европейского искусства” он пишет: “Сочетание геометрической ясности форм и иррациональности их соотношений радует глаз впечатлением как бы скрытого во всем движения”.

 

В картине «Маленькая улица» голландского художника Яна Вермеера (1632—1675) Алпатов находит сразу три золотых прямоугольника – один горизонтальный, соответствующий нижней части картины, и два вертикальных: первый обрамляет основную видимую часть здания за исключением самого верхнего этажа, второй – большое окно в нижней средней части картины.

Ян Вермеер. Маленькая улица. 1657
Ян Вермеер. Маленькая улица. 1657

Сравнивая работы Вермеера с работами другого знаменитого другого голландца, Алпатов пишет “Питер де Хоох предпочитает членение картины на равные части. Вермеер с исключительным чутьем выискивает соотношения, близкие к золотому сечению…” .

 

Пропорции двух наибольших прямоугольников определяются выбором границ картины, или, как сказал бы фотограф – кадрированием. Алпатов пишет по этому поводу: “Когда художник пишет с натуры, он нередко складывает пальцы, чтобы они составили приблизительный формат задуманного этюда, и двигает это воображаемое обрамление перед глазами, выискивая тот кусок природы, который лучше всего может быть запечатлен на холсте”.

 

Но вот пропорции наименьшего золотого прямоугольника – того, который обрамляет большое окно, - что с ними? Без сомнения, они принадлежат зданию. Надо понимать, что Вермеер сознательно исказил пропорции этого окна, т.е. изначально оно было, ну скажем, квадратное? Присмотритесь к картине. Вы в это верите? Я – нет. Значит, заслуга использования золотого сечения в данном случае принадлежит скорее строителям, а не Вермееру?

 

Анализируя полотно “Менины” знаменитого Диего Веласкеса (1599-1660), Алпатов визуально делит его на четыре горизонтальные полосы согласно золотому сечению: I : II = IV : III = Φ ≈ 1,618

Диего Веласкес. Менины (Фрейлины). 1656 г.
Диего Веласкес. Менины (Фрейлины). 1656 г.

“…вся картина… делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью. Нижняя половина картины занята фигурами. Верхняя свободна, более воздушна и легка. …Но, кроме этого, оказывается, каждая половина картины разделена на две части; границей этого деления наверху служит линия потолка, внизу — линия пола, при этом оба деления довольно точно подчиняются закону золотого сечения”.


Илья Репин и Василий Суриков

В книге “Золотое сечение в живописи” Ковалев пишет, что в русской Академии художеств знали о законе золотого сечения. Оно “применялось художниками при композиционном построении картин. Был разработан упрощенный метод, когда плоскость картины делилась на 10 частей по вертикали и горизонтали. Линия золотого сечения намечалась в отношении 6 и 4 частей”.

 

Ковалев приводит в пример картину Ильи Репина
“А. С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 г.”

Илья Репин. А. С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 г.
Илья Репин. А. С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 г.

“Фигура А. С. Пушкина, – пишет он. – помещена художником на линии золотого сечения в правой части картины. Левая часть картины, в свою очередь, тоже разделена в пропорции золотого сечения: от головы А. С. Пушкина до головы Г. Р. Державина и от нее до левого края картины. Расстояние от головы Державина до правого края картины разделено на две равные части линией золотого сечения”.

Весьма показателен еще один пример. С.Г. Капланова в книге «От замысла и натуры к законченному произведению» пишет, что в одном из эскизов Сурикова к картине «Боярыня Морозова» хорошо видны деления правого вертикального края эскиза на 10 частей, затем отсчитаны четыре деления сверху и проведена линия золотого сечения, являющаяся предполагаемым горизонтом.

В. И. Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1887 гг.
В. И. Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1887 гг.

Любопытно, что речь идет именно об эскизе, а не о картине. Где находится “предполагаемый горизонт” на картине, остается только догадываться. Очевидно, он прячется за толпой и не играет никакой роли в построении. Совершенно отчетливая горизонтальная линия, проходящая по головам людей, расположена явно выше, а положение композиционного центра картины – бледного лица Морозовой – не соответствует ни одной из замечательных пропорций: ни 0,618 : 0,382 (золотое сечение), ни 6 : 4 (примерно равно золотому сечению), ни 2 : 1 (правило третей).


Золотое сечение и его полное разоблачение

Удивительная все-таки штука жизнь. Глубокое и непредвзятое исследование какого-либо вопроса способно иногда подкинуть сюрприз исследователю.

 

Когда я задумывал эту серию статей, я относился к ее предмету – золотому сечению - хоть и не слишком восторженно, но по крайней мере благосклонно. Но по мере погружения в материал, мое благосклонное отношение постепенно стало превращаться сначала в скептическое, а затем в критическое. Следы этого процесса наверняка сохранились в тексте.

 

Каково же было мое удивление, когда я вдруг обнаружил единомышленников, причем весьма солидных. Я не буду пока распространяться на эту тему и вернусь к ней в последующих статьях. Пока же достаточно будет сказать, что мой критический взгляд получил изрядное подкрепление, что придает мне решимости высказываться определеннее.

 

Итак, что доказывают все рассмотренные примеры использования золотого сечения в живописи? Ровным счетом ничего. Некоторые художники явно и совершенно сознательно применяют пропорции золотого сечения, находясь под влиянием распространенной теории, и не потому, что так

красиво, а потому, что так принято. У других, совершенно случайно, в одной из сотен картин некоторое соотношение оказывается близким к золотому сечению, в то время как в большинстве других работ таких соотношений не наблюдается. Наконец, весьма часто золотое сечение оказывается “притянутым за уши” критиком, путем проведения неких условных линий не по естественным границам внутри картины, а произвольным образом, там, где это показалось удобным для обоснования заранее известного результата. Причем если повезет, находят точное соотношение 0,618 : 0,382, в других же случаях довольствуются весьма приблизительными аналогами 6 : 4 или 2 : 1.

 

Что же останется в сухом остатке, если отбросить прочь всю мистику, связанную с золотым сечением? Простой практический совет:

Не следует отводить половину плоскости холста под небо или под землю и воду. Лучше брать или больше неба, или больше земли. А насколько больше – решайте сами в каждом конкретном случае.

Спасибо за внимание, всегда ваш, Виктор Володин

Оставить комментарий

Комментарии: 27
  • #1

    land_driver (Среда, 03 Февраль 2016 13:37)

    Кто ищет, тот всегда найдет!

  • #2

    Виктор (Среда, 03 Февраль 2016 14:27)

    Я знал, что тебе понравится

  • #3

    land_driver (Среда, 03 Февраль 2016 18:54)

    Особенно понравился последний раздел - "что доказывают все рассмотренные примеры использования золотого сечения в живописи? Ровным счетом ничего."
    - О чем этот фильм?
    - Да не о чем...

  • #4

    Виктор (Понедельник, 08 Февраль 2016 08:18)

    Разоблачение любимых мифов весьма часто вызывает болезненные реакции.

  • #5

    Елена (Пятница, 12 Февраль 2016 17:36)

    Читала со смешанным чувством... С одной стороны - не поспоришь. С другой - явный вариант "алгеброй гармонию проверить", и это почему-то задевает. Буду думать, спасибо за повод поупражняться в размышлениях.

  • #6

    land_driver (Пятница, 12 Февраль 2016 18:03)

    Всегда интересно наблюдать за теми, кто разоблачает и теми, кто пытается опровергнуть тех, кто разоблачает

  • #7

    Виктор (Воскресенье, 14 Февраль 2016 13:14)

    Елене: Все же слова Пушкинского Сальери относятся к музыке. А в музыке, как и в Архитектуре, "алгебра" присутствует изначально. Другой вопрос, насколько значима эта роль. Об этом подробно написано в статье "Золотое сечение и Пифагор" на этом сайте. Живопись - совсем другое дело. Законы перспективы, как мы знаем, совсем не обязательны в живописи. Как и законы отражения и преломления света. (Мы же не будем утверждать, что живопись возможна только реалистическая). Остается, пожалуй, только теория цвета.
    land_driver: Гораздо интереснее участвовать, чем только наблюдать.

  • #8

    Максим Бойко (Понедельник, 15 Февраль 2016 16:36)

    Мало понял, так как далеко не фотограф. Но, читать было интересно.

  • #9

    land_driver (Вторник, 16 Февраль 2016 12:11)

    Математику с музыкой связать вообще как нечего делать

  • #10

    Valera (Вторник, 16 Февраль 2016 16:51)

    Знания - это кирпичики, которые нужно собрать в правильном порядке. Шедевр возможен везде...

  • #11

    Надежда (Среда, 17 Февраль 2016 04:25)

    Что называется - против математики не попрешь. Везде присутствует - и в жизни, и в музыке, и в живописи. По логике - все творческие люди нутром должны математику чувствовать.

  • #12

    Виктор (Среда, 17 Февраль 2016 20:12)

    Максиму: Интересно - уже неплохо. Спасибо.
    Land_driver: После Пифагора-то конечно легко.
    Valera: Валера поэтичен даже в прозе
    Надежда: Давид Гильберт как-то сказал о своем ученике, бросившем математику и ставшем поэтом: "Для математики у него было слишком мало воображения".

  • #13

    Виталий (Среда, 17 Февраль 2016 20:46)

    Хороший практический совет про деление холста на две неравные части!
    Я это правило взял за основу, когда только увлёкся фотографией, совершенно интуитивно.
    А понял, что действительно, так и было, рассматривая свои первые сохранившиеся фото (начало 60-х г.г. прошлого столетия :) ).

  • #14

    Марина (Четверг, 18 Февраль 2016 10:38)

    Удивительная статья - очень теплая. Много раз слышала о золотом сечение и задавалась вопросом, в чем суть этого понятия. Увлекательное у Вас вышло разъяснение.

  • #15

    land_driver (Пятница, 19 Февраль 2016 12:09)

    Насчет "мало воображения" - так это известный спор физиков и лириков. Он никогда не прекратится

  • #16

    land_driver (Суббота, 20 Февраль 2016 19:23)

    Сегодня на Тверской прямо на улице на фасаде здания видели картину, которая полностью противоречит всем правилам, в том числе и золотого сечения - линия горизонта делит картину ровно пополам, а значимая фигура расположена точно в центре полотна. Это на противоположной стороне улицы где-то напротив Галереи Актер

  • #17

    valera (Суббота, 20 Февраль 2016 19:29)

    Поскольку хватает воображения только для поэзии, вот и ведет...

  • #18

    Александр (Воскресенье, 21 Февраль 2016 17:04)

    Я и не мог подумать, что в те времена многие художники насколько сильно изучали живопись, что были разработаны методы золотого сечения. Да и вообще если так вдуматься живопись - это своего рода наука, что бы написать красивую картину, надо столько всего знать и при этом хорошо разбираться.
    P.S. - честно сказать, как и многие другие читатели вашего блога, во многих темах что вы пишите на блоге, я плохо разбираюсь, так как сказать не моя стихия, поэтому извиняйте если в каком то из комментариев напишу пургу неправильно Вас поняв ;) У Вас сложная тема для ведения блога и вы неплохо справляетесь, мне довольно редко такие вебмастера как вы встречались.

  • #19

    Виктор (Вторник, 23 Февраль 2016 10:10)

    Дело не в споре физиков и лириков, а в том, что все способности человека связаны друг с другом, физика - с лирикой, наука - с искусством, знание - с интуицией. Леонардо да Винчи - блистательный пример. И если кто-то сознательно ограничивает в себе развитие одной из этих частей, он становится "калекой". Величайшие прорывы человеческого духа всегда происходили на границах областей, как и величайшие ошибки и заблуждения. В частности, те, которые связаны с золотом сечением. Математики и художники просто не поняли друг друга.

  • #20

    land_driver (Четверг, 25 Февраль 2016 13:03)

    Как это можно сознательно ограничивать себя в развитии? Типа, я сознательно не буду изучать математику, хоть хочу этого, и она мне и нужна? Мне кажется, если человеку лень, то с этим уже ничего не поделашь

  • #21

    Valera (Воскресенье, 28 Февраль 2016 18:49)

    Людям свойственно себя ограничивать, а ТИТАНАМ это чуждо...

  • #22

    Виктор (Понедельник, 29 Февраль 2016 16:45)

    Пренебрежительное отношение к точным наукам довольно-таки распространено среди так называемых гуманитариев и людей творческих профессий. А ведь это род невежества. Не лучше, чем "Зачем знать географию? Извозчик довезет"

  • #23

    Елена (Суббота, 05 Март 2016 15:23)

    Больше земли, наверное, гораздо интересней, чем больше неба. Но надо смотреть по ситуации. А в целом было интересно почитать про такую неизвестную для меня тему. Она мне пригодиться в будущем, когда ребенка на рисование отдам, буду подкидывать вот такие замечательные статьи.

  • #24

    Виктор (Понедельник, 14 Март 2016 11:19)

    Если интереснее все то, что находится на земле - цветы, ручейки, речка, тропинка и т.п., а небо скучное, серое, однородное, то интереснее, когда в кадре больше земли. Если небо "волшебное", если в небе какие-то необыкновенные облака, или радуга, или безумные краски, или на фоне неба расположены высокие деревья, красивые здания, а на земле ничего, то интереснее когда в кадре больше неба.

  • #25

    Ольга (Среда, 29 Март 2017 08:32)

    Для покоя - сечение, для динамики - вразнос....

  • #26

    Людмила (Вторник, 10 Октябрь 2017 21:30)

    Видела медицинский центр с названием Золотое сечение, теперь думаю в чем смысл названия, в божественной пропорции чего с чем ? У меня ассоциации только со скальпелем ...

  • #27

    land_driver (Суббота, 14 Октябрь 2017 21:31)

    Это точно, когда вижу фото, поделенное пополам линией горизонта, сразу как-то грустно делается. Так и хочется отрезать что-нибудь - сверху или снизу

 

© Виктор Володин, Россия, Москва, 2002-2016.
Все права на фотографии, представленные в разделе “Портфолио” данного сайта принадлежат автору
и находятся под защитой Российского и международного законодательства по авторским правам.
Распространение или воспроизведение этих фотографий без согласия автора запрещено.